Интервью

Банк Москвы идет в Подмосковье

Читать на сайте 1prime.ru

Банк Москвы с момента своего основания в 1995 году считался основным финансовым партнером столичного правительства. Смена власти в Москве и изменения в составе собственников банка заставляют его по-новому выстраивать отношения со столицей и активно наращивать свое присутствие в Подмосковье.

О том, какую долю в бизнесе кредитной организации занимают Москва и область, как банк планирует наращивать ее и какие проекты хочет развивать совместно с московскими властями, в интервью агентству "Прайм" рассказал президент кредитной организации Михаил Кузовлев.

- Какую часть бизнеса банка, который было принято считать опорным банком столичного правительства при Юрии Лужкове, сейчас занимает московский регион? Устраивает ли вас уровень присутствия в Подмосковье?

- Доля московского региона в нашем кредитном портфеле составляет около 50%. Это и кредиты крупному бизнесу, и кредиты средним и малым предприятиям региона. Большая часть этого портфеля приходится на Москву, кредиты областным предприятиям в этом портфеле занимают чуть более 6%. Этой долей мы не удовлетворены, будем ее наращивать.

На сегодняшний день в Московской области у нас 28 точек продаж, до конца года планируем открыть еще шесть - в Егорьевске, Химках, Железнодорожном, Пушкино, Ивантеевке и в Ногинске.

- Группа ВТБ определила, что Банк Москвы сосредоточится на работе с предприятиями малого и среднего бизнеса (МСБ). Как вы чувствуете себя в этой нише, с какими компаниями работаете?

- Уверенно себя чувствуем. Кредитный портфель данному сегменту клиентов активно растет - по итогам полугодия он составил 113 миллиардов рублей, показав рост в 24%, в то время как в среднем по рынку рост составил 6%.

Хотел бы отметить, что каждый десятый новый корпоративный заемщик сегмента - из муниципального сектора и это полностью соответствует нашей стратегии. Мы кредитуем водоканалы, тепло и электросети, модернизацию городского транспорта.

Банк целенаправленно ведет работу с участниками электронных торгов. Для клиентов МСБ разработали специализированный кредитный продукт - кредитная линия ЕЭТП (Единой электронной торговой площадки). За первое полугодие Банк Москвы выдал 1,7 миллиарда рублей кредитных средств участникам торгов, тем самым предоставив им возможность заключить государственные контракты на сумму более 16 миллиардов рублей.

Сумма вроде бы небольшая, но нужно учесть, что большая часть заемщиков, воспользовавшихся этой кредитной линией - это предприятия малого бизнеса, в среднем объем выданного такому предприятию кредита составляет 5,5 миллиона рублей.

Мы также активно сотрудничаем с фондами содействия кредитованию малого бизнеса в Москве и в регионах. В некоторых областях эта работа только начала, но вот в столице с Фондом содействия кредитованию малого бизнеса мы сотрудничаем уже семь лет, и по данным фонда по количеству договоров занимаем первое место с долей в среднем 18%.

Впервые шесть месяцев 2013 года Банк Москвы выдал 86 кредитов на сумму 863 миллионов рублей с привлечением поручительств Фонда в объеме более 444 миллионов рублей. В 2013 году по количеству договоров нас обошел только Сбербанк (доля 19%), Банк Москвы - второй с долей 17,4%.

- Какие отрасли малого и среднего бизнеса вы в основном кредитуете?

- В кредитном портфеле МСБ порядка 40% приходится на сегмент оптовой и розничной торговли, еще 24% приходится на строительство, порядка 15% кредитов выдается предприятиям обрабатывающего производства. Но наша "стройка" - это не девелопмент, его доля в портфеле как раз очень невелика, а финансирование строительства в рамках государственных и муниципальных контрактов - стройка социальных объектов, дорог и прочей инфраструктуры.

- Удалось ли команде, пришедшей в банк в 2011 году, сохранить клиентскую базу Банка Москвы?

- В Банке Москвы всегда была большая клиентская база - более 100 тысяч предприятий. Мы поделили их на тех, кто "жив", но давно прекратил операции с банком, а также тех, кто продолжил с ним сотрудничать. Компании, которые перестали совершать операции через наш банк, мы всячески пытаемся вернуть обратно, показывая, что у нас многое изменилось.

Предприятия, продолжающие работать с нами, но не очень активно, пытаемся активизировать. У наших менеджеров, которые занимаются продажами, стоят специальные планы по работе с этими группами клиентов. Сегодня количество счетов с ненулевыми остатками на счетах превышает 72 тысяч, в сегменте СМБ, например, в первом полугодии счета в Банке открыли 5,8 тысячи новых клиентов.

- Как продвигается поиск новых клиентов с учетом растущей конкуренции за качественных заемщиков?

- Мы смотрим на рынок, и пытаемся дойти до клиентов, которые о Банке Москвы либо не слышали, либо слышали, но никогда с ним не работали, активизируем свою работу в регионах - с городским, областным, краевым и государственным заказом.

Изучаем клиентскую базу ЕЭТП, так как клиенты площадки, которые с нами еще не работают, - это именно тот сегмент, который нам интересен. Работа кропотливая, потому что нужно найти к каждому из них услуги, которые интересны.

Мы также используем возможности нашего материнского банка, разрабатывая вместе с глобальными клиентскими менеджерами программы по финансированию дочерних компаний, подрядчиков и субподрядчиков их крупных клиентов.

- За счет чего вы собираетесь конкурировать с другими банками на рынке корпоративного кредитования?

- Нам, как крупному государственному банку, который имеет доступ к достаточно большим ресурсам, нет необходимости конкурировать ставками. Конкурировать будем за счет качества обслуживания, в том числе скорости принятия решения. Тут есть еще над чем работать, пока у нас средний срок одобрения кредита - порядка 30 дней. Стремимся к тому, чтобы срок принятия решения и выдачи кредита клиентам среднего бизнеса составлял не более 14 дней.

- Долю какого сегмента вы бы хотели увеличить?

Мне бы хотелось видеть больший рост клиентов, работающих с госзаказом. Мы стараемся максимально наращивать объемы работы с сегментом МСБ, так как он высоко маржинален. Но нам приходится учитывать риски: быстрое увеличение портфеля всегда сопряжено с риском определенных потерь. Хотелось бы, чтобы у нас кредитовалось больше компаний, чьими клиентами являются либо государство, либо муниципальные власти.

- Не боитесь, что планы увеличить портфель кредитов предприятиям ЖКХ до 100 миллиардов рублей к 2017 году могут обернуться риском просрочки из-за изношенности и, как следствие, нерентабельности сферы ЖКХ?

Не боимся. Кредиты будут предоставляться как раз с целью снижения изношенности и повышения эффективности работы предприятий ЖКХ. Что касается гарантий, то принятые в 2012-2013 годах законы о долгосрочных тарифах, концессионных соглашениях снижают риски кредитования и делают отрасль ЖКХ более привлекательной и перспективной для кредитных организаций.

- Почему решили кредитовать эту сферу?

- Мы по полной используем наше конкурентное преимущество. Так исторически сложилось, что банк кредитует московское городское хозяйство, что расчеты за ЖКХ в Москве происходят через наш банк. Этот опыт дает понимание, как происходит движение денежных потоков в этой сфере, что из наработанных в столице практик можно перенести на другие регионы.

- Ощущаете ли вы изменение в отношении к банку розничных клиентов после изменения стратегии банка?

- Ощущаю, очень надеюсь, что и наши клиенты ощущают результаты работы по улучшению качества обслуживания, что им нравятся наши новые розничные офисы.

Сегодня в неделю продается более 10 тысяч розничных кредитных продуктов на сумму более двух миллиардов рублей, что является абсолютным рекордом для Банка. Например, за восемь месяцев этого года продажи кредитов наличными составили 300 тысяч штук и достигли 100 миллиардов рублей.

По итогам первого полугодия 2013 года розничный кредитный портфель Банка Москвы растет в два раза быстрее, чем за аналогичный период 2012 года. По состоянию на 1 августа кредитный портфель физлицам увеличился на 80% по сравнению с началом 2012 года (до 129 миллиардов рублей с 72 миллиардов).

- Банк недавно объявил о создании новой дирекции по работе с муниципальными проектами. Планируются ли другие изменения в структуре управления?

- Учитывая, что Банк Москвы всегда был известен своим бизнесом именно со столицей, в структуре у нас давно и успешно работает департамент развития муниципальных программ Москвы. А так как мы считаем Московскую область очень перспективным регионом, то бизнес с областью выделили в отдельный департамент - Департамент развития бизнеса в Московской области. В прошлом в Банке Москвы работа с этим регионом в силу ряда политических причин не была развита в достаточной мере.

Дирекция по работе с муниципальными проектами создана в рамках блока МСБ. Целью ее создания является увеличение бизнеса в регионах. Дирекция будет заниматься вопросами участия банка в финансировании крупных региональных инфрастуктурных проектов, проектов в области жилищно-коммунальном хозяйства.

- Банк Москвы является одним из инициаторов проекта социальной карты москвича. Велось много разговоров о том, что она через какое-то время будет заменена на УЭК. Как вы планируете развивать и совершенствовать карту?

 - На текущий момент выпущено более 12 миллионов социальных карт москвича. Держателям карт предоставляется бесплатный или льготный проезд в общественном транспорте Москвы и Московской области, в пригородном железнодорожном сообщении, скидки в широкой сети магазинов и аптек.

Недавно в Москве было принято решение о том, что СКМ будет приниматься в службе "Социальное такси" наравне с действующими талонами. Это существенно облегчает доступность и удобство пользования услугами социального такси для жителей Москвы с ограниченными физическими возможностями.

Банк Москвы обеспечивает размещение и работу банковского приложения на карте. Для нас это важный, социально значимый проект.

- Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы хочет объявить тендер по выбору банка-оператора для проездной электронной карты "Тройка". Насколько этот проект интересен Банку Москвы?

Мы имеем колоссальный опыт подобных проектов и необходимую инфраструктуру для их реализации. В настоящий момент прорабатываем технические и организационные вопросы размещения транспортного приложения "Тройка" на своих картах и возможности пополнения карт "Тройка" в каналах Банка, и готовы предложить городу весь комплекс банковских услуг по обслуживанию и развитию этого проекта.

- Проект велопроката в столице вызвал в целом позитивные отзывы со стороны горожан. Вы говорили о том, что хотите развивать пункты проката и в других городах. Есть ли какие-то подвижки в этом вопросе? Сколько банк готов выделить на это средств?

- Очень приятно, что наши люди не опозорили великих предков: велосипедов в Москве по сравнению с Парижем не крали вовсе. У нас украдено 15 велосипедов, в Париже больше 16 из 20 тысяч были похищены, серьезно поломаны или выброшены в Сену. Я читал, что украденные парижские велики продавали потом в Африке или в Восточной Европе. Наши дальше Москвы не уезжали. Москвичи оказались очень интеллигентными людьми.

- Сбербанк говорил, что ведет переговоры о присоединении к проекту "Велобайк". Достигли ли банки договоренностей? Может ли Сбербанк начать участие в проекте, начиная с 2014 года?

- Это важный для города проект, поэтому не будем сидеть на этом стуле, никого не пуская. Мы создали платформу, позволяющую всем желающим, в том числе Сбербанку, работать на базе единой модели велосипеда, парковки и инфраструктуры. Но окончательное решение, каким будет проект в следующем году, принимает Департамент транспорта Москвы.

Мы же проектом очень довольны. В системе проката зарегистрировано уже 40 тысяч пользователей, количество прокатов превысили 52 тысячи. Велосипед со столичных улиц уже никуда не денется, и я горжусь, что старт программы велопрокатов стал возможен благодаря именно Банку Москвы.

 

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем