Экономика

Эксперты: Секвестр бюджета не поможет российской экономике

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 5 сен – Прайм, Диляра Солнцева-Эльбе. Снижение расходов федерального бюджета РФ по всем направлениям, кроме социальных, фактически является секвестром, но эта мера принесет экономике лишь временное облегчение, так как без повышения эффективности бюджетных трат невозможно подтолкнуть рост, считают эксперты, опрошенные "Праймом".

Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил в четверг в эфире канала "Россия 24", что Минфин предлагает в 2014-2015 годах равномерно сократить все расходы бюджета РФ на 5% практически по всем министерствам и ведомствам, кроме обязательных социальных расходов. Эта мера необходима, чтобы высвободить средства для финансирования приоритетных задач. При этом общий объем расходов урезан не будет, пообещал глава Минфина.

ЧИТАТЬ: Минфин предлагает сократить все расходы бюджета на 5%, кроме обязательных социальных >>

Президент РФ Владимир Путин в среду также сказал, что необходимости в секвестре бюджета в России сейчас нет, однако некоторые расходы могут быть сокращены.

ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО…

"Называя вещи своими именами – это секвестр. Об этом слове мы не вспоминали почти 15 лет. Я понимаю, боязно сказать, но это именно так", - заметил директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

По его мнению, Минфин выбрал этот путь, потому что министерствам не удалось бы договориться, по каким статьям сокращать расходы, а по каким оставить финансирование в полном объеме.

Аналитики полагают, что с учетом тех ограничений и проблем, с которыми сталкивается сейчас бюджет, такое урезание расходов оправдано. "Когда идет системное снижение по значительной части статей, то можно говорить о таком своего рода секвестрировании бюджета. Я думаю, что оно обоснованно", - считает главный экономист инвестбанка Deutsche UFG Ярослав  Лисоволик.

ЧИТАТЬ: Путин: Необходимости секвестра бюджета нет, но некоторые расходы придется сократить >>

"Я хочу напомнить, что во времена реформ 90-х годов было проведено три секвестра бюджета на 20-30%, это действительно было серьезно, а 5% - это вполне сносное дело, ничего страшного нет", - вспоминает научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин, возглавлявший министерство экономики РФ в 1994-1997 годах.

С формальной точки зрения предложенный вариант сокращения бюджетных расходов – это не секвестр, так как параметры бюджета не нарушаются в необходимой для автоматического секвестра степени, отмечает аналитик "РИА Рейтинг" Андрей Манько. "С другой стороны, если обещанное сокращения большей части бюджетных статей на 5% произойдет, то это будет равносильно секвестру по своей сути", - добавил он.

КТО ПОСТРАДАЕТ

Сокращение, в первую очередь, коснется инвестиционных расходов, но и социальная сфера тоже не останется незатронутой, уверены эксперты.

"Можно ли считать, что социальные отрасли не пострадают – я не уверен, потому что помимо пенсий и стипендий есть и другие социальные расходы, поэтому секвестр по всем статьям означает, что будут все страдать", - высказал свою точку зрения Николаев.

В меньшей степени, снижение коснется оборонных расходов, потому что они являются безусловным приоритетом, прогнозирует экономист.

В последнее время в основном у нас росли именно социальные расходы, напоминает Лисоволик. "Поэтому, наверно, в дальнейшем мы увидим попытки рационализации расходов в этой сфере и, может быть, какие-то попытки сдержать их рост", - не исключил аналитик.

СОМНИТЕЛЬНАЯ ПОЛЬЗА

Принесет ли урезание расходов положительный эффект, говорить пока преждевременно, единодушны эксперты.

"Насколько это может поправить ситуацию в экономике – непонятно, потому что если вы просто сокращаете расходы, это совершенно не означает, что сэкономленные деньги, которые остаются, пойдут на экономический рост. Когда у экономики нет настроения, ее никто не старается завести, заразить, она не работает", - заявил Ясин.

ЧИТАТЬ: Кудрин считает прогноз Минэкономразвития излишне оптимистичным >>

"Это паллиативный проект в расчете на то, что в руководстве государства мысль о необходимости какой-то специальной политики экономического оживления еще не родилась", - добавил экономист.

Властям нужно не просто снижать расходы, но и одновременно принимать меры по повышению их эффективности, считает Лисоволик. Одной из таких мер может стать анализ различных категорий расходов на эффективность и направление бюджетных средств, в первую очередь, в те сферы, где они тратятся наиболее эффективно.

"Кроме того, надо переходить на более жесткий мониторинг эффективности расходования средств в регионах", - уверен он. Например, чтобы федеральный центр выделял субъектам трансферты в обмен на меры, направленные на улучшение инвестклимата и экономической ситуации в регионе.

Эффект от данного действия властей будет, скорее всего, отрицательным, несмотря на то, что сэкономленные средства будут потрачены на финансирование других приоритетных расходов, и все же поступят в экономику, считает Манько. "Даже сам разговор о сокращениях каких-то статей бюджета формирует негативные ожидания у бизнеса, что негативно сказывается на инвестициях", - заключил аналитик.

Обсудить
Рекомендуем