МОСКВА, 12 сен - Прайм, Наталья Копылова. Возможная заморозка индексации тарифов естественных монополий в 2014 году не нанесет РЖД непоправимого ущерба: снижение выручки частично компенсируется снижением расходов; дефолты по евробондам и рублевым облигациям также маловероятны, считают эксперты финансового рынка, опрошенные агентством "Прайм".
Как ранее в четверг сообщил источник агентства, во внутреннем документе РЖД, подготовленном компанией в ответ на инициативу заморозить тарифы, говорится о возможных негативных последствиях для железнодорожной монополии. Компания ждет убыток в размере 60 миллиардов рублей вместо прибыли в 1,7 миллиарда рублей, введет неполную рабочую неделю для 50% сотрудников, не сможет выпустить запланированные инфраструктурные облигации и ухудшит свою репутацию в глазах инвесторов, купивших ее евробонды и рублевые облигации.
ЧИТАТЬ: Убыток РЖД в 2014 г из-за заморозки тарифов может составить 60 млрд руб >>
ВЫРУЧКА И РАСХОДЫ СОКРАТЯТСЯ
По словам источника "Прайма", в документе РЖД говорится, что потери от собственно заморозки тарифов составят 75,1 миллиарда рублей, от снижения темпов роста грузооборота - 4,9 миллиарда рублей и 13,2 миллиарда рублей - из-за ухудшения структуры перевозок. Всего компания оценивает свои потери в 93,2 миллиарда рублей.
Эксперты, опрошенные агентством, считают, что заморозка тарифов, безусловно, приведет к снижению выручки компании, но вместе с ней снизятся и расходы госмонополии, так как тарифы на электроэнергию и топливо также будут заморожены. "Снижение выручки будет нивелировано отсутствием роста цен на электроэнергию, топливо и т.д., поэтому не так все плохо, как пытается показать компания", - говорит аналитик БКС Игорь Краевский.
По его мнению, заморозка тарифов будет иметь оздоровительный эффект для РЖД, которая сможет более внимательно подойти к своим расходам.
Другой собеседник агентства, пожелавший не называть своего имени, предположил, что РЖД в своем документе и сообщениях в СМИ сгущает краски, пытаясь смягчить условия заморозки на свои тарифы. "Возможно, компания хочет выторговать себе более мягкий вариант заморозки тарифов", - говорит он.
ЧИТАТЬ: РЖД могут начать экономить на сотрудниках из-за заморозки тарифов >>
ДЕФОЛТА НЕ БУДЕТ
Участники долгового рынка, опрошенные "Праймом", посчитали надуманными и возможные риски дефолта по евробондам и рублевым облигациям РЖД, а также не ожидают резкого ухудшения кредитного качества эмитента.
Алексей Виноградов из Номос-банка отмечает, что долговая нагрузка РЖД "не на пределе", поэтому вряд ли возможно значительное ухудшение финансовых показателей. "Дефолты по долговым бумагам вряд ли возможны. В крайнем случае компания всегда может рассчитывать на помощь государства, если она потребуется. В целом, заморозка тарифов должна вести к снижению издержек, в нашем случае вероятнее сокращение показателя capex", - говорит он.
Говоря о евробондах РЖД, Виноградов отметил, что в будущем спред к суверенному долгу может увеличиться: "Если сейчас он составляет 100-110 базисных пунктов, то при наращивании долга придется платить премию, она может составить дополнительные 15-20 базисных пунктов".
ЧИТАТЬ: Заморозка тарифов угрожает РЖД как эмитенту евробондов и выпуску акций для ФНБ >>
Аналитик отдела анализа долговых рынков компании UFS Вадим Ведерников верит, что менеджмент РЖД не допустит ухудшения кредитного профиля компании.
"Скорее, как уже пригрозил Якунин, компания существенно урежет инвестиционную программу, по крайне мере на следующий год. Долговая нагрузка в условиях снижения EBITDA, конечно, может вырасти, однако сообщения о том, что РЖД из-за заморозки тарифов откажется от размещения инфраструктурных облигаций на 100 миллиардов рублей сдерживают ожидания роста отношения чистого долга к EBITDA (1,0х на конец 2012 года). Так что, я думаю, заморозка тарифов особо не повредит кредитному рейтингу компании и долларовые евробонды будут двигаться вслед за суверенными выпусками", - подытожил он.