Экономика

Правительство завершает неблагодарную работу по неприятному бюджету

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 18 сен - Прайм, Лана Самарина, Мила Кузьмич. Правительство завершает формирование проекта бюджета на 2014-2016 годы в условиях мрачных прогнозов и пессимистичных настроений, в результате урезаются расходы по большинству статей, замораживаются тарифы монополий, а накопительная пенсия "молчунов" обнуляется. Минфин нашел для бюджета дополнительные средства у богатых - госкомпаний и нефтяников, однако их оказалось мало: Россия будет больше занимать и меньше накапливать на "черный день".

Опрошенные агентством "Прайм" эксперты назвали бюджет реалистичным, однако не оценили усилия властей по сокращению расходов. Они считают негатив для экономики РФ от ряда инициатив весомее пользы для макроэкономической стабильности, а приоритеты в лице оборонки и исполнения указов президента сомнительными.

"Сам факт ведения подобных разговоров о сокращениях каких-то статей бюджета формирует негативные ожидания у бизнеса, что, в частности, негативно сказывается на инвестициях, которые и так демонстрируют относительно глубокий спад", - сказал аналитик "РИА Рейтинга" Андрей Манько. Он напомнил, что спад инвестиций в августе в годовом выражении составил 4%, а за восемь месяцев - 1,3%.

НЕБЛАГОДАРНАЯ РАБОТА

Своеобразным эпиграфом к заседанию правительственной комиссии по бюджету стало заявление главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, который на "правительственном часе" в Госдуме в среду охарактеризовал текущую ситуацию в российской экономике как худшую за последние пять лет с момента начала мирового кризиса 2008 года.

"Даже самая тяжелая и неприятная работа, неблагодарная работа рано или поздно заканчивается. Поэтому наша многотрудная деятельность по балансировке бюджета в условиях замедления экономического роста в России и рецессии в Европе также подходит к концу", - отметил премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая заседание комиссии.

Самой неприятной частью этой работы стало сокращение расходов бюджета. По последним проектировкам, расходы в 2014 году планируются в размере 13,98 триллиона рублей, в 2015 году - 15,36 триллиона рублей, в 2016 году - 16,39 триллиона рублей. Для сравнения: в законе о бюджете на 2013-2015 годы расходы 2014 года планировались в объеме 14,21 триллиона рублей, 2015 года - 15,63 триллиона рублей.

Бюджетный маневр предполагает сокращение всех незащищенных расходов на 5% и перераспределение поучившейся части на приоритетные направления. Медведев подчеркнул, что выполнение майских указов президента и защищенных статей бюджета будет финансироваться в нужном объеме.

"Бюджет стал чуть лучше, но он мне по-прежнему категорически не нравится, потому что приоритеты остались прежними: оборонные расходы и безусловное выполнение майских указов президента 2012 года. Я боюсь, что это приведет к тому, что экономика просто надорвется", - прокомментировал директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

ЗАМОРОЗИМ И ПОДОЖМЕМСЯ

Несмотря на ограничения российские власти будут поддерживает сельское хозяйство, обрабатывающую промышленность, технически сложные производства. "Будем надеяться, что они все-таки будут становиться более конкурентоспособными, более рентабельными, в том числе за счет ограничения тарифов на услуги инфраструктурных монополий", - сказал глава правительства.

"Если говорить об экономии, начинать нужно, естественно, с себя, показывая пример. Поэтому нужно начинать с государственных структур и с компаний, в которых есть крупная государственная доля", - сказал Медведев.

Министр финансов Антон Силуанов, комментируя ранее решение о заморозке тарифов, отметил, что если поджимается бюджет, то и естественные монополии должны следовать его примеру. Большого энтузиазма у компаний это решение не вызвало, более того, последние недели эфир разрывается от жалоб и угроз со стороны монополий сократить инвестпрограммы, а значит, усугубить и без того непростую ситуацию в российской экономике.

Другое важное решение лежало в социальной сфере - власти наконец договорились по пенсионной формуле, вычеркнув из нее кучу неизвестных. В результате общая сумма трансфертов Пенсионному фонду России в 2014 году составит 2,76 триллиона рублей, в 2015 году - 2,97 триллиона рублей, в 2016 году - 3,24 триллиона рублей, в том числе трансферт на сбалансированность бюджета ПФР - 580 миллиардов, 609 миллиардов и 741 миллиард рублей соответственно.

При этом найден путь и для существенной экономии: решение о сокращении до нуля накопительной части пенсии для "молчунов" сохранит для бюджета 351 миллиард рублей за три года. Дискуссии властей были долгими и жаркими, однако в итоге население и даже профессиональные участники рынка не могут понять, какая же пенсия будет больше - с накопительным элементом или без него.

С МИРУ ПО НИТКЕ

Доходы бюджета на 2014-2016 годы сокращаются из-за ухудшения макропрогноза: экономика будет расти гораздо более медленными темпами, чем предсказывало Минэкономразвития еще в апреле. Таким образом доходы на трехлетку составят 13,6 триллиона рублей, 14,5 триллиона рублей и 15,9 триллиона рублей соответственно. И это притом, что Минфин из последних сил ищет новые источники наполнения казны.

Без учета пенсионных новаций и заморозки тарифов удалось за три года "наскрести по сусекам" 2,3 триллиона рублей - столько составят дополнительные доходы от изменений в законодательстве.

В частности, за три года российский бюджет дополнительно получит от роста акцизов на топливо 55,9 миллиарда рублей, от введения утилизационного сбора на автомобили, произведенные в РФ, - 382,9 миллиарда рублей. Нефтяной маневр, включающий поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и светлые нефтепродукты при росте НДПИ и пошлин на темные нефтепродукты, даст 658 миллиардов рублей.

Кроме того, повышается норматив выплаты дивидендов госкомпаний до 35% по МСФО в 2016 году, что принесет казне 106 миллиардов рублей. Впрочем первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов не исключил, что он может быть повышен уже с 2015 года. При этом он подчеркнул, что несмотря на заморозку тарифов и увеличение норматива дивидендов, все инвестпрограммы должны быть выполнены монополиями в запланированном объеме.

Учел Минфин и дивиденды "Роснефтегаза" от предполагаемой продажи 19,5% минус одна акция "Роснефти": как ожидается, в 2016 году они составят 423,5 миллиарда рублей.

ЗАНИМАЙ И ВЛАСТВУЙ

Дефицит бюджета в 2014 году будет на уровне 0,5% ВВП, в 2015 году увеличится до 1% ВВП, а в 2016 году составит 0,6% ВВП. Покрывать его власти традиционно планируют за счет займов и доходов от приватизации.

С последними явно будут проблемы. В проекте бюджета доходы от приватизации существенно снизились по сравнению с запланированными ранее. В 2014 году они составят 196,8 миллиарда рублей, в 2015 году - 158,5 миллиарда рублей, в 2016 году - 99,9 миллиарда рублей.

А вот заимствовать Минфин планирует больше. Государственный долг РФ будет постепенно увеличиваться: по итогам 2013 года он составит 12% ВВП, по итогам 2014 года - 13,1% ВВП, по итогам 2015 года - 14% ВВП. На конец 2016 года госдолг вырастет до 14,3% ВВП против ожидавшихся еще в июле 12,8% ВВП.

"На данный момент выход российского государства на рынки заемного капитала выглядит оправданным, так как процентные ставки на зарубежных площадках находятся на хорошем уровне", - отметил Манько из "РИА Рейтинга".

Россия не только будет занимать больше, но и станет меньше копить: объем Резервного фонда на конец 2016 года составит лишь 3,7 триллиона рублей вместо 4,7 триллиона рублей, которые закладывались при рассмотрении бюджетной политики в июле.

Впрочем, эксперты не видят в этом катастрофы. "Пересмотр прогноза по наполнению Резервного фонда в меньшую сторону в долгосрочной перспективе может быть даже позитивным для экономики России", - отметил Манько. "Безусловно, Резервный фонд в каком-то объеме необходим, и он играет положительную роль, но зацикливаться на нем не стоит", - добавил эксперт.

Цель Минфина накопить в Резервном фонде 7% ВВП откладывается на более долгий срок. "Нам, чтоб чувствовать себя в безопасности, необходимо накопить там 7% ВВП. Но нам неожиданно пришлось перекраивать бюджет, и я считаю важным, что мы остались в рамках "бюджетного правила", - сказал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

НОЧНОЙ ДОЗОР ДЛЯ МИНФИНА

Шувалов рассказал журналистам по итогам заседания комиссии, что проект бюджета в целом удалось согласовать, но по некоторым вопросам разногласия остаются. "Он неприятен для министерств и ведомств, поскольку требует сокращения расходов на 5%, сокращения субсидий учреждениям на 2%, при этом есть требование поставить услугу неменьшего качества", - подчеркнул первый вице-премьер.

Времени на переговоры у министров почти не осталось - окончательный вариант должен быть представлен на заседании правительства уже в этот четверг. Ночных бдений главе Минфина не избежать.

"Еще будет материал дорабатываться по некоторым расходам, которые ставили министры социального блока. И Силуанов должен будет эти вопросы отработать до ночи и сегодня поздно доложить премьеру", - сказал Шувалов.

Обсудить
Рекомендуем