Экономика

Россия и Литва - в шаге от новой "торговой войны"

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 4 окт - Прайм. Локальный торговый конфликт, вызванный усилением Россией контроля при досмотре литовских фур, грозит перерасти в торговую войну, считают эксперты, опрошенные агентством "Прайм".

КТО КОГО ОБИДЕЛ

Проблемы на границе начались в сентябре, когда таможенники стали усиленно проверять грузовики из Литвы, из-за чего время прохождения границы увеличилось. Литовская сторона назвала данные меры необоснованными, дискриминационными, а происходящее - "экономической войной" из-за того, что "не всем нравится" сближение постсоветских стран с Европой. 

Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс пожаловался в Еврокомиссию и заявил, что Вильнюс теоретически мог бы блокировать автомобильные и железные дороги в Калининградскую область, но не считает такие методы приемлемыми. Еврокомиссия призвала РФ незамедлительно отказаться от мер, "не связанных с объективными факторами риска".

Руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) России Андрей Бельянинов сообщил, что данные меры вызваны участившимися случаями нарушений, в том числе недостоверных декларирований, уклонений от уплаты таможенных платежей, незаконного обхода запретов и ограничений. Ведомство особо подчеркивало - проверки распространяются не на машины с литовскими номерами, а на грузы, ввозимые из Литвы. 

ОДНОЗНАЧНОЕ НЕОДНОЗНАЧНО

Российские таможенники утверждают, что работают в штатном режиме, все необходимые мероприятия проводятся в установленный срок - не более 10 дней. Подобные меры, отмечает чиновник, снизятся при достижении "видимого эффекта". Когда именно это произойдет, глава ФТС не уточнил. 

Ответить на этот вопрос не смогли ни в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), ни в Минтрансе.

Представитель ведомства, сославшись на нежелание "нагнетать обстановку", был лаконичен. "Перевозчики разрешениями обеспечены, пропускная способность пропускного пункта не изменялась. Пока Минтранс России не располагает информацией о сути конфликта и конкретных случаях. При поступлении такой информации, вопросы будут решены в установленном порядке в рамках соглашения с литовской стороной. Предположительно, задержка связана с таможенными вопросами", - сказал он. 

Председатель комитета мелких и средних перевозчиков Национальной литовской конфедерации предпринимателей Юлис Сигитас Чеснавичюс заявил РИА Новости, что информация литовских СМИ содержит немалую долю политиканства, а российские автомобили на таможнях РФ подвергаются не менее тщательному досмотру. 

Он отметил, что в самой литовской отрасли перевозок много внутренних проблем и недоработок, недостаточного взаимодействия перевозчиков, министерства сообщения, таможни. Перевозчикам, зачастую, сложно получить необходимую документацию о фактическом весе автомобилей, а это, естественно, приводит к задержкам на границе. 

ПЕРЕЗАПУСК ОТНОШЕНИЙ 

По мнению советника Института современного развития Никиты Масленникова, существующие проблемы являются следствием не до конца выстроенной системы отношений внутри Таможенного союза. "Те же данные по объему фиктивного импорта говорят о том, что отношения внутри союза требуют перезапуска. Все, что мы видим в ситуации с Белоруссией ("Уралкалий") и Украиной (ЕС) - результат негибкости законодательства в ТС", - отмечает он.

Решение конфликта так или иначе будет найдено, считает Масленников: "Умножение таких торговых конфликтов, грозящих перерасти в торговые войны, не нужно ни одной стороне. Возможно, сложившуюся ситуацию можно рассматривать как стимул для поиска новых решений, которые помогут в дальнейшем улучшить взаимоотношения между странами".

Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев уверен: то, что происходит сейчас с Литвой – это результат проблем в отношениях с Украиной. "Понятно, что нам очень хочется выступить в роли собирателя земель на постсоветском пространстве, но пока это выливается в торговые войны", - отмечает эксперт.

В ноябре в Вильнюсе состоится саммит "Восточного партнерства", призванный сблизить Евросоюз с Украиной, Молдавией, Грузией, Белоруссией, Арменией и Азербайджаном. Литва - сторонник скорейшего подписания Украиной соглашения о создании зоны свободной торговли с Евросоюзом, которое лишает ее возможности присоединиться к Таможенному союзу. 

ЦЕНА ВОПРОСА

По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), в 2012 году в РФ из Литвы было ввезено: мяса и субпродуктов - на  82,926 миллиона долларов, готовых продуктов из мяса и рыбы - на  17,53 миллиона долларов, молочной продукции - на 193,2 миллиона долларов, овощей - на  9,73 миллиона долларов, фруктов и орехов – на 553 тысячи долларов, злаковых – на  1,66  миллиона долларов, сахара, кондитерских изделий, продукции мукомольно-крупяной промышленности - на 37 миллионов долларов, жиров и масел – на 1,851 миллиона долларов, напитков – на 25,2 миллиона долларов.

По данным Национального союза производителей молока ("Союзмолоко") в 2012 году из Литвы импортировано 370 тысяч тонн молочных продуктов, что составляет около 27% от объема литовского товарного молока. Общий импорт молочной продукции в пересчете на молоко в РФ составил примерно 8 миллионов тонн (доля Литвы - 4,5%). Также в РФ было ввезено 39,4 тысячи тонн сыров, 1,55 тысячи тонн йогуртов, 1,14 тысячи тонн молока и сливок, 1,63 тысячи тонн сухой и сгущенной молочной сыворотки, 273 тонны сухого обезжиренного молока, 267 тонн сливочного масла и 1,04 тысячи тонн прочей молочной продукции. 

ЗАМЕНИТЬ БЕЗ ПРОБЛЕМ

Некоторые ритейлеры уже спрогнозировали последствия. Как отметил председатель правления "Союзмолока" Андрей Даниленко, поскольку в общем объеме импорта молочной продукции Литва занимает незначительную долю, российский рынок почти не заметит прекращения поставок. "Но для Литвы влияние этих ограничений существенно, так как Россия для них - основной экспортный рынок", - сказал он агентству "Прайм". 

В крупнейшей сети "Ашан", к примеру, доля литовской молочной продукции занимает всего 2-3%. "Мы сможем без проблем заменить ее другими аналогичными товарами", - сообщил "Прайму" представитель сети Андрей Творогов.

В сети же гипермаркетов "Лента" в целом по молочной группе доля литовской продукции достигает около 10%, в отдельных категориях этот показатель выше (творог – около 40%, зерненый творог – 80%). Как сообщила "Прайму" пресс-секретарь компании, от ограничения молочных продуктов рынок пострадает сильнее всего. "Зерненый творог с запретом на ввоз может исчезнуть с полок магазинов, также будет ограничен выбор сыра твердых сортов, йогуртов", - отметила она.

Руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин рассказал "Прайму", что Литва из всех стран ЕС является крупнейшим поставщиком охлажденной говядины. На нее приходится около 20% российского импорта этой продукции (без учета поставок из Белоруссии). "Но в случае чего, мы проживем и без этого мяса, не проблема", - отметил он.

Однако, если Литва заблокирует транзит из Калининграда, могут пострадать интересы как калининградских переработчиков мяса, так и их клиентов – торговых сетей и ресторанов быстрого питания. "Из Калининграда к нам идет более 100 тысяч тонн мясной продукции в год, а с учетом консервов, наверное, все 200 тысяч тонн", - отметил эксперт. В этом случае поставщики будут вынуждены искать другие пути доставки, например, через Польшу и Белоруссию или паромом в Санкт-Петербург. Среди крупнейших мясопереработчиков в Калининграде -  предприятие "Мираторга" и компания "Продукты Питания".

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ  

Вечером 2 октября в СМИ со ссылкой на вице-президента Литовской ассоциации автоперевозичков Linava Мячисловаса Атрошкявичюса появились сообщения о том, что Россия прекратила усиленные проверки литовских автоперевозчиков. По мнению Атрошкявичюса, окончательно ситуация должна урегулироваться в течение недели или двух. В свою очередь, по данным Таможенного департамента Литвы, пока пробок на границе не наблюдается.

 

Обсудить
Рекомендуем