На кону "АвтоВАЗ": станет ли Андерсон у руля автогиганта?

Читать на сайте 1prime.ru

 

МОСКВА, 17 окт - Прайм. Спекуляции на тему смены руководства "АвтоВАЗа"

окончены: в среду компания официально подтвердила информацию об уходе президента Игоря Комарова и сообщила, что глава альянса Renault-Nissan, председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Карлос Гон, гендиректор "Ростеха", зампредседателя совета директоров "АвтоВАЗа" Сергей Чемезов и сам Комаров предложат в качестве одного из возможных кандидатов на данный пост кандидатуру президента группы ГАЗ
Бо Андерсона.

Швед, весьма успешно справляющийся со своими нынешними обязанностями, сможет максимально эффективно управлять тольяттинским предприятием и станет достойной сменой Комарову, считают эксперты, опрошенные агентством "Прайм".

НЕОПРАВДАННЫЕ ПРОГНОЗЫ

Временно исполняющим обязанности президента назначен исполнительный вице-президент компании по финансам и корпоративному управлению Олег Лобанов. Он задержится в кресле ровно до тех пор, пока совет директоров не выберет нового президента. Ранее Чемезов рассказывал журналистам о рассмотрении целого ряда кандидатур, но "окончательный список пока не сформирован".

Большинство экспертов считали, что руководителем предприятия станет выходец из Renault-Nissan, возможно, кто-то из нынешнего совета директоров "АвтоВАЗа". Сейчас в него входят 15 человек, из них 7 - представители альянса: Гон, гендиректор Renault-Россия Бруно Анселен, главный операционный директор Renault S.A.S. Карлос Таварес, финдиректор Renault Доминик Торманн, финдиректор Nissan Motor Co. Джозеф Питер, вице-президент по корпоративному и стратегическому планированию Renault Серж Йоккоз и корпоративный вице-президент Nissan Motor Co., руководитель подразделения Datsun Винсент Кобе. Это было бы вполне логично, ведь уже в 2014 году к альянсу должен перейти контрольный пакет акций компании.

"Альянсу проще управлять процессом интеграции "АвтоВАЗа" с Renault-Nissan, назначив своего менеджера на пост управляющего компанией, и если будет сохранена программа, предполагающая развитие бренда Lada, то "Ростех", скорее всего, согласился бы с таким назначением", - говорит аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк.

УДИВИТЬ ВСЕХ

Однако у "АвтоВАЗа" получилось удивить всех. Кандидатура Андерсона до сих пор не прозвучала ни разу даже в неофициальных обсуждениях. В группе ГАЗ агентству "Прайм" сообщили, что не готовы пока выступить с ответным заявлением, но непременно сделают это в ближайшее время. В компании Renault традиционно категорически отказались как бы то ни было комментировать данную тему.

Андерсон - прекрасный кандидат на пост президента "АвтоВАЗа", считает руководитель портала auto-dealer.ru Олег Дацкив. "Замечательно, что выбор пал именно на человека не советской системы. Плохо было бы, если бы сюда пришел человек предпенсионного возраста из госструктуры. На такой шаг государство могло пойти, ведь пока еще оно снабжает предприятие кредитами, а когда-то - беспрецедентными субсидиями. Он бы перетащил за собой все свое окружение, полностью поменяв команду, которую с трудом собрал Комаров. Теперь же есть уверенность, что курс, намеченный Комаровым, продолжится, а команда - сохранится", - говорит эксперт.

Опыт работы Андерсона в GM Group бесценен, а то, как удачно он ведет группу ГАЗ в сторону улучшения абсолютно всех показателей - еще один плюс. "Человек не просто знает, как делать автомобильный бизнес, а как делать его именно в России - с ее спецификой и неожиданным развитием событий", - резюмирует Дацкив.

"В целом, в свете последних событий я думал над его кандидатурой, но мне казалось, что у него с Дерипаской все отлично складывается и он не собирается уходить из группы ГАЗ", - рассуждает Шенк. Эксперт также считает Андерсона идеальным кандидатом на данный пост. "С одной стороны - он иностранец, европеец, умеющий грамотно идти к намеченной цели, но с другой, - он давно работает на российском рынке и здесь стал своим", - говорит Шенк.

По мнению эксперта, раз "АвтоВАЗ" опубликовал официальное сообщение, в котором оба основных акционера выступают за одну и ту же кандидатуру, очень велика вероятность увидеть именно Андерсона на этом посту. Однако стоит дождаться подтверждения от него самого. "Хотя у группы ГАЗ все же другая специфика, и они более ориентированы в сегмент LCV, думаю, Андерсон быстро сможет освоиться на новом месте", - заключил эксперт.

К тому же, Андерсону, как человеку независимому и от альянса и от "Ростеха" будет проще разруливать ситуации, в которых акционеры могли бы начать давить друг на друга, что привело бы к конфликтам или кризисным явлениям среди управленцев.

У Комарова и Андерсона есть еще кое-что общее, помимо опыта выведения своих предприятий из кризиса. Их успехи в деле спасения российского автопрома признаны на международном уровне - оба являются лауреатами престижной премии Automotive News Europe Eurostars.

МИССИЯ ВЫПОЛНЕНА

Куда именно уходит Комаров, не озвучено лишь официально. Неофициально известно, что его кандидатура "принципиально одобрена" премьером Дмитрием Медведевым на пост главы Объединенной ракетно-космической корпорации, создающейся в рамках структурной реформы "Роскосмоса".

Можно смело говорить, что для "АвтоВАЗа" уход Комарова станет потерей, считает ведущий аналитик агентства "Автостат" Азат Тимерханов. "Пожалуй, такого уровня руководителя у завода не было со времен Каданникова (возглавлял предприятие в 1993-1996 годах - ред.) и Вильчика (занимал руководящие должности на предприятии в 2006-2009 годах - ред.). Ему как антикризисному менеджеру удалось выправить ситуацию, возможно, его миссия здесь подошла к концу", - считает он.

"Господин Комаров способствовал выстраиванию отношений между альянсом Renault-Nissan и "АвтоВАЗом", созданию атмосферы доверия и эффективному взаимодействию команд'', - приводятся на официальном сайте тольяттинского гиганта слова Гона.

ЧЕТЫРЕ СЛОЖНЫХ ГОДА

Пожалуй, самыми важными достижениями Комарова, вкупе с командой менеджеров при участии акционеров, в компании называют разработку и реализацию антикризисной программы, позволившей в разы снизить издержки и долговые обязательства перед банками и поставщиками, а также одобренной правительством программы развития до 2020 года. При нем завод получил господдержку в размере 75 миллиардов рублей, выданной длинными беспроцентными кредитами.

За время президентства Комарова на отечественный рынок выведены новый "народный автомобиль" Lada Granta, пришедшая на замену "классике" - первая серийная отечественная машина с ''автоматом'', больше года являвшаяся бестселлером российского рынка, универсал Lada Largus на платформе Renault, ''автомобиль года'' в своем классе, обновленная Lada Kalina, ежемесячные продажи которой уже превысили 5 тысяч единиц.

Закрыв сделку по Ижевскому автозаводу, компания начала там производство машин Granta. "АвтоВАЗ" стал мультибрендовым автопроизводителем, запустив в Тольятти производство Nissan Almera. Сейчас к выпуску готовится автомобили Datsun (дочерний бренд Nissan), построенные на платформе "АвтоВАЗа", где сейчас выпускаются Granta и обновленная Kalina. По итогам 2012 года продажи автомобилей Lada составили 608,2 тысячи штук, прибыль по МСФО составила 29,2 миллиарда рублей.

 

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем