АНКАРА, 29 окт — РИА Новости, Алёна Палажченко. Подводный железнодорожный тоннель Мармарай, который в Турции называют "проектом века", открыт во вторник в Стамбуле.
Открытие крупнейшего в истории Турции транспортного проекта было приурочено к 90-й годовщине создания Турецкой Республики, которая отмечается во вторник. В торжественной церемонии, которая прошла на первой станции тоннеля — "Ускюдаре", приняли участие президент Турции Абдуллах Гюль, премьер-министр Тайип Эрдоган, приглашенные премьер-министры и министры транспорта из Афганистана, Болгарии, Испании, Казахстана, Катара, Молдовы, Румынии, Сомали, Японии.
Десятки тысяч людей пришли в район Стамбула Ускюдар, где проходит церемония открытия проекта. Вся площадь перед станцией "Ускюдар" покрылась красным цветом от турецких флагов, цветов и плакатов. Над площадью висят портреты основателя Турецкой Республики Кемаля Ататюрка, президента Гюля и премьера Эрдогана. Строители исторического тоннеля повесили растяжку с надписью: "Мармарай — наш подарок к 90-летию Республики!"
"Мы открываем этот проект в особый день — 90-ю годовщину основания Республики. Это проект мира, солидарности. Это гуманитарный проект, построенный на дружбе и братстве. Он свяжет не только города, страны, континенты, но и людей. Надеюсь, через Мармарай мы соединим Токио, Китай с Лондоном. Проект Мармарай будет вписан золотыми буквами в историю. Железнодорожная система Стамбула станет примером для всего мира", — сказал Эрдоган на церемонии открытия.
Проект строительства тоннеля под Босфором, разрабатываемый с 1860 года, стартовал 9 мая 2004 года. Разработкой и строительством проекта занимается турецко-японский консорциум. По замыслу разработчиков, он разгрузит движение на двух мостах, соединяющих западную и восточную части Стамбула.
Протяженность линии Мармарай (от станции "Казлычешме" в европейской части Стамбула до "Айрылыкчкшме" на восточной), включая подводную часть, составляет 13,6 километра, которую поезд будет проходить за 18 минут со средней скоростью 45 км/ч. Общая протяженность соединенных веток метро с линией Мармарай составляет 76,3 км. Стоимость проекта 4,8 миллиарда долларов.
Глубина прокладки подводного туннеля — 62 метра. На поверхности построено 37 станций, еще три станции расположены под землей. Поезда с общим числом в 440 вагонов будут осуществлять рейсы каждые 2-10 минут, перевозя в одну сторону 75 тысяч пассажиров в час и 1,2 миллиона пассажиров в день.
Материал подготовлен RIA.ru