Счетная палата Российской Федерации подготовила Оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь - сентябрь 2013 года. Доклад был рассмотрен и утвержден на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой.
В Оперативном докладе отмечается, что исполнение федерального бюджета в январе - сентябре 2013 года происходило в условиях замедления экономического роста, более низкого уровня мировых цен на нефть марки «Юралс», ослабления курса рубля к доллару США, а также продолжения оттока капитала из страны.
В документе в частности сказано, что существуют риски недостижения прогнозируемых темпов роста ВВП в 2013 году на уровне 101,8%, связанные с излишне оптимистичной оценкой темпов роста инвестиций в основной капитал (102,5 %).
Счетная палата Российской Федерации ранее в заключении на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» отмечала наличие рисков недостижения прогнозируемых темпов роста ВВП в 2013 году, связанных в том числе с обеспечением планируемой динамики инвестиций в основной капитал.
Динамика экономического роста, наблюдаемая в январе - сентябре 2013 года (по сравнению с январем - сентябрем 2012 года темп роста ВВП составил лишь 101,5 %, инвестиций в основной капитал - 98,6 %), подтверждает обоснованность отмечавшихся Счетной палатой Российской Федерации рисков недостижения указанных показателей по итогам 2013 года.
Доходы федерального бюджета превысили уровень аналогичного периода 2012 года на 2,3% и составили 9 602,6 млрд. руб., или 74,6% утвержденного объема на год. Однако, несмотря на превышение доходов федерального бюджета по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, неисполнение налога на прибыль организаций составило 41,8% прогноза на год, НДС на товары, реализуемые и ввозимые на территорию Российской Федерации, - 36,2%.
Расходы федерального бюджета составили 9 005,9 млрд. руб., или 67,3% законодательно утвержденных бюджетных ассигнований, что соответствует уровню их исполнения за аналогичный период 2012 года. По-прежнему отмечается неравномерность исполнения по разделам, подразделам классификации расходов, ФЦП и отдельным главным распорядителям средств федерального бюджета.
Ниже среднего уровня исполнены расходы федерального бюджета по 6 разделам классификации, из них по разделам «Здравоохранение» и «Национальная экономика» исполнение составило 58,1% и 58,3% законодательно утвержденных назначений соответственно. В отчетном периоде не исполнялись расходы по 2 подразделам «Благоустройство» и «Прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства» раздела «Жилищно-коммунальное хозяйство». Низкий уровень исполнения по отдельным расходам за 9 месяцев 2013 года приведет к исполнению значительных бюджетных ассигнований в конце года и негативно скажется на эффективности использования бюджетных средств.
В рамках Федеральной адресной инвестиционной программы в январе - августе 2013 года из федерального бюджета выделены бюджетные ассигнования в объеме 322,1 млрд. руб., или 50,6% годового объема лимитов бюджетных обязательств. Из намечаемых к вводу в действие 1 027 объектов введено в эксплуатацию 36 объектов, из них на полную мощность - 22, частично - 14 объектов.
Исполнение расходов по 13 главным распорядителям составило ниже 50%. Уровень исполнения расходов по Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации составил 17,4% годовых бюджетных назначений, установленных сводной бюджетной росписью, по Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации - 27,2%, по Федеральному агентству по туризму - 31,6 %.
За январь - сентябрь 2013 года федеральный бюджет исполнен с профицитом в размере 596, 7 млрд. руб., или 1,2 % ВВП за соответствующий период, при законодательно утвержденном годовом дефиците федерального бюджета в размере 521, 4 млрд. руб. (0,8 % ВВП).
Счетная палата Российской Федерации отмечает существующие риски непривлечения средств от размещения на внутреннем рынке государственных ценных бумаг в установленных объемах и на приемлемых условиях.
Кроме этого, Счетная палата Российской Федерации обращает внимание, что по состоянию на 1 октября 2013 года не принято 8 нормативных правовых актов, предусмотренных графиком подготовки нормативных правовых актов на указанную дату. Таким образом, по-прежнему не соблюдаются сроки формирования нормативной правовой базы, необходимой для исполнения федерального закона о федеральном бюджете и постановления Правительства Российской Федерации о мерах по его реализации.
Счетная палата Российской Федерации представила Оперативный доклад в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации, а также направила аналитическую записку и информационное письмо в Правительство Российской Федерации.