Как Греф потребовал от менеджеров Сбербанка прорыва в эффективности

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 12 ноя - Прайм. Сбербанк

накануне своего 172-летия вновь поставил амбициозные цели на ближайшие пять лет - удвоение прибыли и активов в условиях нестабильной макроэкономической ситуации стоит во главе угла одобренной наблюдательным советом стратегии развития банка до 2018 года, которая во вторник была презентована журналистам.

Председатель наблюдательного совета крупнейшего российского банка, экс-глава Банка России Сергей Игнатьев первым выступил перед собравшимися.

"Вчера состоялось заседание наблюдательного совета Сбербанка, значительная часть которого была посвящена обсуждению стратегии Сбербанка на ближайшие пять лет. Обсуждение было довольно-таки долгим, оно длилось порядка 2,5 часа, обсуждение было очень подробным, выступили многие члены набсовета, и окончательное решение было одобрить стратегию Сбербанка", - сказал Игнатьев.

Глава банка Герман Греф, прежде чем начать свою речь, поздравил всех участников с днем рождения Сбербанка. "Изначально планировали рассматривать стратегию 17 ноября, затем совместным решением перенесли рассмотрение на 11 ноября - перед 12 ноября, днем нашего рождения", - пояснил он.

Греф заявил о том, что Сбербанк ставит достаточно амбициозные цели в своей стратегии. "Мы хотим удвоить за ближайшие пять лет показатели чистой прибыли и наших активов. Мы должны добиться прорыва в эффективности управления расходами. Существенно - на 2-5 процентных пункта снизить соотношение Cost to Income Ratio, мы повысим достаточность капитала первого уровня до свыше 10%. Рентабельность собственного капитала останется выше мировых аналогов, мы рассчитываем, что она будет на уровне 18-20%, в среднем, где-то на уровне 19%", - отметил он.

Вместе с тем, глава банка указал на то, что задачи по удвоению размера чистой прибыли и поддержанию ежегодного темпа ее прироста на уровне 14-16% в год в среднем являются более чем амбициозными в условиях макроэкономической нестабильности. Для их выполнения крупнейший финансовый игрок на российском рынке, в условиях усиливающегося давления со стороны регулятора и роста конкуренции, намерен сосредоточиться на укреплении своей конкурентной позиции, поддержании уровня чистой процентной маржи на уровне выше конкурентов и формировании высоких стандартов риск-менеджмента.

ПРЕДЫДУЩИЕ ПЯТЬ ЛЕТ

Топ-менеджеры Сбербанка, рассказывая о будущих планах, не забыли упомянуть и о том, чего удалось добиться за последние годы. "Очевидно, за последние пять лет мы не стояли на месте. Мы старались в полную силу двигаться вперед, старались расти сами, старались расширять перечень наших услуг и качество наших услуг <...> Но нам предстоит еще по многим направлениям поработать для того, чтобы достичь международного стандарта и достичь звания одной из самых лучших в мире финансовых организаций", - заявил Греф.

Он напомнил, что предыдущая стратегия принималась в условиях финансового кризиса 2008 года. Такого рода колоссальных потрясений на внешних рынках, по мнению Грефа, удастся миновать, однако, экономическая динамика, которая прогнозируется в настоящее время экспертным сообществом и самим правительством, достаточно скромная.

Старший вице-президент Сбербанка Денис Бугров отметил, что за последнюю пятилетку банку удалось увеличить прибыль на одного сотрудника в 3,5 раза. "В итоге, те цели, которые мы себе поставили пять лет назад, мы в основном выполнили. Мы ставили цели по укреплению нашего розничного положения, по достижению финансовых показателей, мы ставили цели по международному развитию и по качественному преобразованию", - перечислил он.

По его словам, единственная цель, которую банк не смог в полной мере реализовать, это цель по показателю соотношения затрат к доходам. "Мы хотели довести ее до 40%, но не смогли", - отметил Бугров, уточнив, что причина заключается в тех изменениях, которые потребовались на преобразование банка.

"Потребовалось больше, чем предполагали. Тема требует большего внимания с нашей стороны, тема финансовой эффективности становится одной из главных тем в будущей стратегии банка", - пояснил старший вице-президент.

С КЛИЕНТОМ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

Интересным новшеством оказалось то, что в этот раз в разработке стратегии банка впервые принимали участие работники банка. По словам Грефа, около 15 тысяч сотрудников прислали более 30 тысяч предложений. Он отметил, что в предыдущем документе было сформулировано девять ценностей, в настоящее время - только три. "Эти ценности должны быть максимально компактными и запоминающимися", - пояснил Греф.

Сбербанк переосмыслил свою миссию и ценности: вся стратегия сведена к пяти новым ключевым направлениям. "Раньше мы стояли лицом к клиенту, сейчас - с клиентом на всю жизнь", - обратил внимание топ-менеджер на один из пяти пунктов.

АККУРАТНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ

По словам Бугрова, Сбербанк намерен планомерно сокращать число отделений в рамках аккуратной оптимизации. "Каждый год у нас идет оптимизация сети, в целом за пять лет планируется оптимизировать 10-20% отделений, при этом Сбербанк понимает социальную ответственность, и речи об уходе, например, из сельской местности не идет", - сказал он. Тем не менее, по его словам, сеть будет меньше, но эффективней.

В настоящее время у Сбербанка около 110 миллионов клиентов, из которых 65 миллионов являются активными. Уже сейчас более 80% операций совершается вне отделений и офисов. Через пять лет - к концу реализации новой стратегии Сбербанка - эта доля увеличится до 90%, отметил Бугров, добавив, что в связи с такой тенденцией в отделения банка клиенты будут приходить за другими услугами, например, за консультациями.

В то же время, банк планирует сократить за пять лет число сотрудников до 220 тысяч с 250 тысяч. "С одной стороны, часть персонала будет сокращена, но это не будет драматическое сокращение, с другой стороны, будет существенная трансформация внутренней структуры <...> Будет переквалификация сотрудников", - сказал Греф.

ЗАРУБЕЖНЫЙ БИЗНЕС НЕ В ФОКУСЕ

Стратегия Сбербанка не подразумевает новых приобретений в течение нескольких ближайших лет, сказал Греф. В настоящее время перед банком стоит ключевая задача, которая сводится к тому, чтобы интегрировать эти активы и перевести весь международный бизнес на единую технологическую платформу.

Летом Греф сообщал, что банк планирует в текущем году получить прибыль от международного бизнеса в размере около 900 миллионов долларов. В прошлом году международный бизнес принес Сбербанку 200 миллионов долларов прибыли, при этом большая часть ее пришлась на турецкую "дочку" - Denizbank. Таким образом, показатель может вырасти в 4,5 раза.

В то же время Бугров сообщил, что банк намерен довести долю прибыли от зарубежного бизнеса к 2019 году до 9-10% с нынешних 7%. "Действительно, мы ожидаем, что прибыль на зарубежном рынке будет расти быстрее, чем на российском. У нас сейчас 7% нашей прибыли приходится на зарубежные активы, мы ожидаем, что цифра будет увеличиваться <…> ближе к 9-10% - в этом диапазоне", - сказал он.

ЦЕЛИ ДОСТИЖИМЫ

Старший вице-президент убежден, что за счет тех мероприятий, которые запланированы в рамках новой стратегии, Сбербанк сможет достичь намеченных целей, "даже в этих новых, существенно более сложных для нас условиях".

"Мы ожидаем, что на всех рынках нашего присутствия будет продолжаться тенденция на снижение уровня рентабельности банковского бизнеса. Что очень важно, на российском рынке мы также ожидаем замедления темпов роста. Если за последние пять лет банковский бизнес в России рос примерно на 15% в год, то на следующую пятилетку мы видим порядка 12% темпов роста. Причем замедление будет в первую очередь выражено в услугах, которые оказываются физическим лицам", - полагает Бугров.

Он привел оценки темпов роста кредитования физлиц в РФ по итогам 2013 года на уровне 33-35%, а в следующем году - ближе к 25%, а к 2019 году - около 12%.

 

Обсудить
Рекомендуем