Ирландия показала хороший пример еврозоне, выйдя из программы финпомощи

Читать на сайте 1prime.ru

БРЮССЕЛЬ, 15 ноя - РИА Новости, Мария Князева. Ирландия заявила, что выйдет из программы финансовой помощи в конце текущего года и не будет просить ЕС и МВФ о дополнительной поддержке. Это решение не удивило экспертов, но стало положительным сигналом о том, что в еврозоне программа затягивания поясов в системе государственных финансов может иметь успех.

"Это хорошая новость, потому что это первая программная страна, которая выходит из нее. Это показывает, что можно не только попасть в серьезный кризис, но и выйти из него. Это говорит о том, что программа бюджетной жесткости в еврозоне может работать", - сказал РИА Новости главный экономист по Европе Nordea Холгер Сандте.

В настоящее время "программными" странами являются Греция, Португалия, Кипр и Испания. Все они - члены еврозоны. Греция уже получила одобрение на дополнительную финпомощь. Эксперты не исключали, что она может потребоваться и Португалии.

Все эти страны для получения кредитов обязались проводить политику восстановления экономики. Требования кредиторов приводят к сокращению социальных расходов, что может вызывать протесты населения.

ВОКРУГ КРИЗИСА

Еврозону вот уже несколько лет мучает долговой кризис. Глобальные финансово-экономические проблемы выявили, что многие государства валютного объединения живут не по средствам. Власти Евросоюза, чтобы улучшить ситуацию, активизировали программы сокращения аппетитов стран ЕС. То есть через оптимизацию бюджетов проходят не только "программные" государства.

Эксперты неоднократно подчеркивали, что программы бюджетной экономии были в числе причин потери экономического роста в регионе в 2011 году. Шесть кварталов подряд продолжался спад, последние два квартала ВВП валютного союза растет, хоть и незначительно. Еврокомиссия (ЕК) ждет продолжения роста в ближайшие годы. Однако долговой кризис в зоне евро не завершен, отмечали ранее еврочиновники.

ИРЛАНДИЯ РЕШИЛАСЬ

Ирландия в 2010 году запросила поддержку у ЕС и МВФ, потеряв доступ к долгосрочному рыночному фондированию. Кредиторы в конце 2010 года согласовали выделение займов Ирландии на общую сумму около 70 миллиардов евро, которые должны были перечисляться в течение примерно трех лет.

Кредиты предоставлялись стране лишь в обмен на выполнение мер восстановления экономики, включавшие рекапитализацию проблемных банков, которые были одной из основных причин кризиса в Ирландии. Министр финансов Ирландии Майкл Нунан заявил журналистам в Брюсселе в четверг, что не видит необходимости в дополнительной капитализации кредитных институтов.

"Тройка" кредиторов ежеквартально оценивала положение дел в стране. Ее последняя миссия в Дублин в рамках программы поддержки прошла в ноябре текущего года и положительно оценила успехи Ирландии.

В последнее время на рынках присутствовала информация о возможности Ирландии запросить дополнительную помощь для смягчения перехода на самостоятельное рыночное финансирование государственных нужд, то есть на замену им кредитов ЕС и МВФ, однако Ирландия в четверг официально заявила о намерении этого не делать.

"Такое решение было ожидаемым", - сказал РИА Новости аналитик CITI Гийом Менуе.

По его мнению, выход из программы без дополнительной помощи – это правильное решение для страны. "Финансовые нужды Ирландии на 2014 год покрыты. Поэтому у нее есть повод сказать: мы провели политику затягивания поясов, рынки поверили нам", - сказал Менуе.

С этим согласен и аналитик UniCredit Эрик Нильсен. "Это хорошая новость. Я бы удивился, если бы ситуация развивалась иначе. Европа постепенно выходит из кризиса", - заявил он в беседе с РИА Новости.

Министр Нунан сказал журналистам, что фактором, повлиявшим на решение Ирландии, стало "подходящее время". Стране, если бы она сейчас взяла дополнительную внешнюю помощь, пришлось бы "выходить" из нее в 2014 году. Однако, по мнению министра, неизвестно, будет ли ситуация для этого в следующем году столь же благоприятной, как сейчас.

НА РАДОСТЬ ЧИНОВНИКАМ

Еврочиновники называют программу финансовой помощи Ирландии успешной, защищая тем самым политику ЕС в вопросе поддержки проблемных стран от нападок критиков, считающих, что требования ЕС и МВФ не всегда дают нужный эффект.

"Успешный выход (Ирландии из программы) показывает, что стратегия еврозоны по предоставлению финансовой помощи в обмен на определенные условия, работает", - сказал глава Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) Клаус Реглинг на пресс-конференции в четверг.

Как сообщил вице-президент ЕК Олли Рен, программа помощи Испании, получавшей средства на поддержку банков, также завершается, она закончит действие в январе 2014 года. Как заявил глава Еврогруппы Йерун Дейссельблум, выход из программы Испании и Ирландии доказывает, что стратегия еврозоны работает, однако процесс оказания помощи требует от поддерживаемых стран серьезной приверженности взятым на себя обязательствам. "Испания и Ирландия показали высокую ответственность в рамках своих программ", - добавил он.

Олли Рен отметил, что у обеих стран остаются трудности, связанные в основном с высокой долговой нагрузкой, как государственной, так и частной. "Однако эти программы сработали в основном благодаря тому, что они шли изначально намеченным курсом", - сказал вице-президент ЕК журналистам.

ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ

"Тройка" кредиторов страны ранее среди оставшихся трудностей Ирландии назвала безработицу, высокий уровень просроченной задолженности в банковской системе, слабое кредитование. Кредиторы заявили, что для обеспечения намеченных показателей дефицита бюджета в текущем году Ирландии необходимо осуществлять жесткий контроль над бюджетными расходами.

ЕЦБ, по словам главы регулятора Марио Драги, уверен в способности Ирландии решать самостоятельно свои проблемы в случае их возникновения.

Еврокомиссия в своем осеннем прогнозе предположила, что ВВП Ирландии в 2013 году поднимется на 0,3%, в 2014 - на 1,7%, в 2015 году - на 2,5%. Безработица останется высокой, однако будет сокращаться с 13,3% в 2013 году до 11,7% в 2015 году. Инфляция вырастет с 0,8% до 1,2%, считает ЕК.

Госдолг будет падать, однако все еще останется на весьма высоком уровне - выше дозволенных пактом стабильности и роста 60% ВВП страны. На нынешний год ЕК ждет госдолг в Ирландии в 124,4% ее ВВП, на будущий - 120,8%, на 2015 год - 119,1% ВВП. Дефицит бюджета в ближайшее время будет нарушать лимит, предусмотренный пактом, в 3% ВВП. В текущем году он ожидается на уровне 7,4% ВВП, в 2014 году - 5,0% ВВП, а в 2015 году - уже 3,0%, считает ЕК.

СВОБОДНОЕ ПЛАВАНЬЕ

Ирландия переходит к самостоятельному рефинансированию бюджетных нужд - то есть вместо кредитов ЕС и МВФ она будет использовать займы на рынках. Министр финансов Ирландии Нунан отметил, что у страны нет необходимости привлекать кредиты в 2014 году. Однако он не исключил возможности выхода Ирландии на рынки в январе или феврале будущего года.

"Страна должна доказать, что доступ к рынкам есть. Это мудрое решение (занять, несмотря на отсутствие необходимости). Если можно заранее профинансировать нужды 2015 года в 2014 году - это имеет смысл", - считает аналитик Менуе.

Аналитики считают, что в ближайшие годы Ирландия не будет обращаться за новой финансовой помощью к ЕС или МВФ, однако полностью исключить такой вариант нельзя.

"Мы не ждем такого запроса. Мы предполагаем, что страна вернется на рынки", - сказал аналитик UniCredit Эрик Нильсен.

Главный экономист по Европе Nordea Холгер Сандте отмечает, что если восстановление экономики Ирландии продолжится, ей не понадобится дополнительная внешняя помощь.

"На 2014 год у страны есть буфер, в 2015 году вероятность нового запроса мала", - считает Менуе. Обратиться за новой поддержкой страна может, если что-то пойдет не так с доступом на рынок", - добавил он.

Материал подготовлен РИА Новости.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем