Достигнуто только 60% показателей госпрограммы по развитию села в 2008-2012 годах - Счетная палата

Читать на сайте 1prime.ru

Коллегия Счётной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ использования средств федерального бюджета, направленных в 2012 г. на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг., а также оценка достижения ее целевых показателей». С сообщением выступил аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

По заявлению аудитора, из девяти целевых показателей госпрограммы был выполнен только один - «располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности». Его выполнение составило 116,8%. Все остальные показатели, характеризующие динамику развития отрасли, не были достигнуты, несмотря на то, что госпрограмма была профинансирована на 118,4% (фактическое финансирование составило 653 млрд. руб. вместо запланированных 551,3 млрд. руб.). «В целом реализацию госпрограммы 2008-2012 гг. нельзя назвать успешной, поскольку достигнуто только 60% установленных показателей», - сказал Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Аудитор отметил, что не достигнут ключевой показатель госпрограммы - «обеспечение среднегодового роста объема производства продукции сельского хозяйства», который составил 3,4% при утвержденном плане 4%. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составил 79,9%, при плане 162,9%. Не достигнуты показатели по обновлению основных видов сельхозтехники: коэффициент обновления оказался ниже запланированного по тракторам, зерноуборочным комбайнам, а также кормоуборочным комбайнам на 30,1%, 34,9% и 48,5% соответственно. Индекс производства продукции животноводства составил 114,9% при утвержденном плане 127,7%. Индекс растениеводства в свою очередь составил 114,6% при плане 127,7%.

По заявлению Бато-Жаргала Жамбалнимбуева, основное несоответствие фактического исполнения к плановому произошло по направлению «Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства», по которому расходование федеральных средств превысило на 44,8% плановые объемы. «Отсутствие взаимосвязи объемов финансирования, мероприятий и показателей госпрограммы привело, к тому, что расходы по направлению «Устойчивое развитие сельских территорий» были осуществлены в объеме немногим более 30% от плана. В то же время фактическое финансирование направления «Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» - в 4,4 раза больше запланированного объема, то есть 31 млрд. руб. вместо 7 млрд. руб. по плану», - сказал аудитор.

Бато-Жаргал Жамбалнимбуев обратил внимание, что разница в показателях, заложенных в региональные программы местными властями, и установленных в соглашениях доходила до 200%. «В региональных программах Краснодарского края и Саратовской области значения базовых показателей не соответствовали показателям в соглашениях по производству продукции животноводства и растениеводства», - отметил аудитор.

Аудитор сообщил, что по направлению инфраструктурного развития сельских территорий не достигнуты показатели по уровню обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66% (факт - 58%) и уровню газификации домов природным газом до 60% (факт - 55,2%). По итогам 2012 г. не реализованы пилотные проекты комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в Тамбовской, Тульской, Ленинградской и Пензенской областях, республиках Марий-Эл, Мордовия и Чувашия. «Объем незавершенного строительства жилья в сельской местности на 1 января 2013 г. составил 9,3 млрд. руб., что больше общего объема финансирования данного направления в первый год реализации госпрограммы на 2013 - 2020 гг. на 0,3 млрд. руб.», - добавил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Аудитор отметил, что на создание и внедрение системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства в 2008-2012 гг. было израсходовано 2,8 млрд. руб. федеральных средств. «На федеральном и региональном уровнях были сформированы только отдельные элементы системы информационного обеспечения, что свидетельствует о неэффективном использовании средств федерального бюджета», - сказал он.

Бато-Жаргал Жамбалнимбуев обратил внимание, что расходы федерального бюджета на развитие животноводства и растениеводства в рамках госпрограммы составили 128,7% к объему ресурсного обеспечения. Тем не менее, из 10 целевых показателей по развитию животноводства ежегодно выполнялось 8 показателей. «Не удалось изменить сложившуюся тенденцию по уменьшению поголовья крупного рогатого скота, которое сократилось в 2012 г. по сравнению с 2008 г. более, чем на 1 млн. голов. Не был выполнен показатель по производству молока. Объем производства в 2012 году составил 31,8 млн. тонн, при плане 37 млн. тонн», - сказал аудитор. В свою очередь, из 11 целевых показателей по растениеводству ежегодно выполнялись только 2 показателя: урожайность льна-долгунца (волокна) и удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов. «Показатель госпрограммы «Увеличение удельного веса застрахованных посевных площадей в общей посевной площади» носил декларативный характер и не был связан с ее ресурсным обеспечением. В период реализации госпрограммы он был достигнут только в 2008 г.», - подчеркнул аудитор.

По заявлению Бато-Жаргала Жамбалнимбуева, средства, направленные на повышение устойчивости и эффективности предприятий аграрного сектора (310 млрд. руб. субсидий регионам при плане 207,3 млрд. руб., а также 79,3 млрд. руб. на капитализацию ОАО «Россельхозбанк» при плане 9,7 млрд. руб.) не принесли необходимого эффекта. «Сказались последствия финансового кризиса и засухи 2010 и 2012 годов. А также условия работы с предприятиями агропромышленного комплекса основного банка-оператора отрасли - «Россельхозбанка», - пояснил аудитор.

Бато-Жаргал Жамбалнимбуев отметил, что новая госпрограмма развития села до 2020 г. скопировала недостатки старой программы, в частности в ней отсутствует сценарий развития программных мероприятий с учетом рисков недостаточного финансирования. «Очень надеемся на то, что при корректировке Госпрограммы 2013 - 2020 гг. Минсельхоз России учтет все имевшиеся системные недостатки обсуждаемой программы», - сказал аудитор.

По итогам экспертно-аналитического мероприятия Счётная палата направит информационное письмо и отчет заместителю Председателя Правительства РФ Аркадию Дворковичу. Отчет также будет отправлен в палаты Федерального Собрания и Минсельхоз РФ.

Дополнительную информацию можно узнать из нашего видеосюжета http://www.youtube.com/watch?v=9YGUcBhCeXY

 

 

Департамент пресс-службы и информации
Счетной палаты Российской Федерации

3 декабря 2013 года

Обсудить
Рекомендуем