Система управления особыми экономическими зонами требует дальнейшего совершенствования - Счетная палата

Читать на сайте 1prime.ru

Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты аудита эффективности использования государственных средств, направленных на создание и развитие особых экономических зон. С сообщением выступил аудитор Александр Жданьков.

На Коллегии отмечалось, что до настоящего времени отсутствует документ, определяющий стратегию развития особых экономических зон (далее - ОЭЗ) в Российской Федерации, конкретные цели и задачи государства в данной области и пути их реализации.

Как показывают результаты контрольного мероприятия, всего за 7 лет в ОЭЗ государство вложило почти 122 млрд. руб. Из них свыше 94 млрд. руб. составляют взносы в уставные капиталы управляющих компаний, 27,5 млрд. руб. направлено регионами напрямую на строительство отдельных объектов. Фактически к 2013 г. управляющими компаниями были выполнены работы на сумму 52 млрд. руб., что составляет всего 26% от ожидаемой до 2017 г. стоимости строительства, а с учетом работ, оплаченных регионами, - около 40% стоимости. «Это недостаточный уровень для эффективного развития особых экономических зон», - отметил Александр Жданьков.

Из запланированных 206 объектов в эксплуатацию было введено только 156. При этом темпы строительства в 2012 г. серьезно замедлились: годовой план строительства выполнен всего на 15%. За 9 месяцев 2013 г. значительного роста объемов строительства и соответственно оплаты выполненных работ также не произошло. Рост составил около 10%.

«Уже неоднократно Счетной палатой отмечалось низкое качество планирования: завышение объемов взноса в уставный капитал ОАО «ОЭЗ» из федерального бюджета, ежегодное неисполнение инвестиционных планов, несвоевременность корректировки Перечней планируемых к строительству объектов инфраструктуры ОЭЗ», - отметил аудитор.

В результате все это привело к формированию значительных остатков неиспользуемых средств, сумма которых на 1 января 2013 г. составила 35 млрд. руб., или почти 40% выделенных государственных средств. Из них 22,6 млрд. руб. - это свободные, незаконтрактованные средства.

Проведенный аудит также показал, что финансовое положение ряда управляющих компаний на протяжении последних лет ухудшается, растут расходы на содержание построенных объектов. Получаемые управляющими компаниями доходы от использования объектов ОЭЗ позволяют возместить не более 40% расходов. «Рост доходов управляющих компаний ограничивают льготные ставки арендной платы для резидентов, неполная загрузка мощностей имеющихся объектов, частичное или полное отсутствие потребителей услуг в пределах некоторых ОЭЗ. При этом ни Минэкономразвития, ни ОАО «Особые экономические зоны» управленческих решений в данной ситуации не принимают», - отметил Александр Жданьков.

Оценивая эффективность функционирования ОЭЗ по конкретным типам, Александр Жданьков отметил, что условно-эффективной можно признать только деятельность ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типа. В то же время аудитор подчеркнул необходимость совершенствования их работы по отдельным направлениям, в том числе более активного привлечения резидентов, проведения ревизии выполнения резидентами условий соглашений о ведении деятельности, корректировки бизнес-планов потенциальных резидентов в части оценки финансовой устойчивости, анализа причин замедления темпов строительства инфраструктуры.

Что касается деятельности зон туристско-рекреационного и портового типов, то, согласно результатам проведенного аудита, в настоящее время она является неэффективной. «Из пяти рассматриваемых зон туристско-рекреационного типа функционирует четыре. При этом уровень достижения показателей деятельности ОЭЗ в Алтайском крае имеет средние значения, в прочих - низкие. Из трех созданных портовых ОЭЗ функционирует лишь одна - в Ульяновской области и за проверяемый период имеет достаточно низкие показатели деятельности», - констатировал аудитор.

Он также сообщил, что в ходе контрольного мероприятия были установлены факты неэффективного и нецелевого расходования средств уставного капитала ОАО «ОЭЗ». Так, средства в объеме 93 млн. руб. были использованы на ОЭЗ в Краснодарском крае и Калининградской области, которые досрочно закрыты, а также на ОЭЗ в Красноярском крае, которая в итоге так и не была создана. Не по целевому назначению были использованы средства в сумме 23,6 млн. руб., которые пошли на разработку концепции развития ОЭЗ в Приморском крае. При этом к строительству инфраструктуры данный документ отношения не имеет, а фактически является результатом маркетингового исследования.

Кроме того, на Коллегии отмечалось, что по состоянию на 1 января 2013 г. в ОЭЗ зарегистрировано 323 резидента. Объем вложенных резидентами инвестиций увеличился в 2012 г. до 70 млрд. руб. (18 % заявленного объема). Резидентами технико-внедренческих зон зарегистрированы права на 336 объектов интеллектуальной собственности, 53 разработки внедрены в производство. Общий объем налоговых льгот и таможенных преференций, полученных резидентами, превысил 6,5 млрд. руб. В виде налоговых отчислений бюджет получил 8 млрд. руб. (за счет ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типов). Экономическая эффективность функционирования ОЭЗ оценивается 80 копеек на 1 рубль вложенных государственных средств, в основном за счет инвестиций резидентов ОЭЗ в Республике Татарстан и Липецкой области.

«Итоги контрольного мероприятия позволяют признать систему управления ОЭЗ условно-эффективной с необходимостью дальнейшего совершенствования по отдельным направлениям, в частности, доработки нормативно-правовой базы, усиления контроля за деятельностью управляющих компаний и расходованием средств, направленных в качестве взносов в их уставные капиталы, а также определения стратегии деятельности по обеспечению инвестиционной привлекательности ОЭЗ», - резюмировал свое выступление Александр Жданьков.

Коллегия приняла решение направить представление в ОАО «Особые экономические зоны», информационное письмо - в Минэкономразвития России. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания и Правительство Российской Федерации.

Справочно:

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» целями создания ОЭЗ являются развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развитие туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработка технологий и коммерциализация их результатов, производство новых видов продукции.

В соответствии с указанным Федеральным законом на территории Российской Федерации на 1 октября 2013 года создано 27 ОЭЗ:

6 - промышленно-производственного типа (на территории Елабужского района Республики Татарстан, Грязинского района Липецкой области, Ставропольского района Самарской области, муниципального образования Верхнесалдинского городского округа Свердловской области, Псковского района Псковской области, муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» Калужской области;

5 - технико-внедренческого типа (на территории г. Томска, г. Санкт - Петербурга, г. Москвы (г. Зеленоград), Московской области (г. Дубна), Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан);

13 - туристско-рекреационного типа (на территории Республики Алтай, Республики Бурятия, Алтайского края, о. Русский Владивостокского городского округа Приморского края, Иркутской области, а также входящие в состав Северо-Кавказского туристического кластера (8 территорий);

3 - портового типа (на территории Хабаровского края, муниципальных образований г. Мурманска и Кольского района Мурманской области, Ульяновской области на базе аэропорта «Ульяновск - Восточный»).

 

Департамент пресс-службы и информации
Счетной палаты Российской Федерации

17 декабря 2013 года

Обсудить
Рекомендуем