МОСКВА, 13 янв - Прайм. Продление программы льготного автокредитования может спасти российский авторынок от еще более глубокого падения в 2014 году, но не придаст ему ускорения и не выведет в плюс, считают эксперты, опрошенные агентством "Прайм".
Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович сообщил в понедельник, что правительство РФ по итогам первого квартала может принять решение о продлении программы льготного автокредитования.
Изначально предполагалось, что программа будет действовать до 1 апреля 2014 года, а в зависимости от промежуточных итогов ее могли продлить до конца 2014 года. Однако Минпромторг досрочно, 31 декабря 2013 года, завершил программу, т.к. ее основные задачи по поддержанию уровня производства легковых и легких коммерческих автомобилей были достигнуты. По данным Минпромторга, по итогам 2013 года по программе продано почти четверть миллиона автомобилей - на 15% больше первоначального прогноза.
"За счет программы льготного автокредитования люди находят средства, чтобы приобрести в кредит под меньшие проценты. Нельзя говорить об этой программе как о катализаторе рынка. Она воздействует на рынок только тогда, когда работает", - говорит исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов.
ЗАТОРМОЗИТ ПАДЕНИЕ, НО НЕ ПОМОЖЕТ РОСТУ
Возобновление программы является одной из возможных мер защиты на случай, если авторынок продолжит снижаться большими темпами, чем в 2013 году, считает аналитик "Инфесткафе" Андрей Шенк.
"Данная мера в силу своей специфики, зависимости от ставок кредитного рынка, а также довольно высокого уровня закредитованности населения со средним уровнем дохода и ниже среднего, неспособна разогнать потребительский спрос на автомобили, но способна удержать рынок от падения, замедлив темпы снижения роста продаж", - говорит аналитик.
С ним согласен Удалов из "Автостата". Он напомнил, что во время кризиса 2009 года оживить рынок помогло не столько льготное автокредитование, сколько программа утилизации.
"Программа льготного автокредитования во многом работает на то, чтобы простимулировать покупку автомобиля "сейчас", то есть это "продажи вперед", продажи за счет последующих периодов. И как только программа завершится, рынок опять вернется к динамике "до программы", - отмечает он.
Мнение аналитиков косвенно подтверждается данными Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) о том, что в ноябре падение продаж легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России замедлилось до 4% с 12% в мае. В АЕБ замедление темпов падения связывали с программой льготного автокредитования, запущенной в июле.
В январе-ноябре 2013 года продажи легковых автомобилей и LCV в России, по данным АЕБ, сократились на 6% в годовом выражении и составили 2,513 миллиона единиц.
ПОКА ПРОГНОЗ НА МИНУС
Эксперты ожидают, что падение рынка в нынешнем году продолжится. В частности, в "Автостате" прогнозируют спад на 5%. Главная причина одна – экономика РФ не растет, и нет понимания, за счет чего она может расти, говорит руководитель агентства Сергей Целиков.
"К этому готовились, ситуацию сдерживали, но какой-то программы развития у правительства, за счет чего сейчас обеспечить рост, нет", - отмечает он. При этом эксперт не ожидает резкого кризиса, большего, чем в 2008 году, но долговременная стагнация, по его мнению, весьма вероятна.
Согласно прогнозу журнала "АвтоБизнесРевю", российский рынок новых легковых автомобилей в 2014 году покажет спад на 3%.
Самым существенным окажется падение на рынке легких коммерческих автомобилей (с учетом грузопассажирских фургонов и пикапов) - минус 11%. Основная причина - введение утилизационного сбора для российских предприятий, которое повлияет на уровень розничных цен, а также общий негативный фон в корпоративном сегменте.
Динамика рынка пассажирских автомобилей прогнозируется на уровне минус 2%. По мнению главного редактора "АвтоБизнесРевю" Сергея Баранова, покупательский спрос могут простимулировать новинки в сегменте бюджетных седанов и кроссоверов – Datsun, Nissan Terrano, Skoda Rapid. Премиум-сегмент, который занимает уже более 7% на российском рынке, продолжит расти.