МОСКВА, 14 янв - Прайм. ОАО "РЖД" с 25 декабря 2013 года запретило погрузку вагонов, принадлежащих железным дорогам стран СНГ и Балтии, сообщает во вторник газета "Коммерсант".
Данная мера принята "в целях минимизации платежей за пользование инвентарным парком стран СНГ и Балтии". Сколько госкомпания намерена на этом сэкономить, в РЖД не уточнили, пояснив лишь, что "запрет временный и связан с падением погрузки в период новогодних праздников", говорится в издании.
После изменения структуры собственности объем платежей со стороны монополии железным дорогам стран СНГ и Балтии исчисляется 3-4 миллиардами рублей. Эта сумма зависит от срока пребывания иностранного вагона на территории России: чем дольше он находится, тем больше приходится платить. Но если прибывший из других стран парк не будет тратить время на обратную погрузку и прямиком отправится назад, монополия может сократить затраты, пояснил газете Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий.
Текущий объем обратной погрузки в вагонах стран СНГ и Балтии он оценивает в 42-43 миллиона тонн, что составляет 2% от всей погрузки РЖД. Но глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров, напротив, считает, что введенный РЖД запрет не принесет компании заметного эффекта: обратная погрузка в вагоны из стран СНГ и Балтии практически изжила себя, этот показатель уменьшается с каждым годом.
РЖД — не первый владелец инфраструктуры в СНГ, решивший ввести такой запрет. В 2012 году подобным образом поступили Казахстанские железные дороги ("Казахстан темир жолы", КТЖ), изначально совсем запретившие местным грузоотправителям пользоваться услугами российских операторов, а затем смягчившиеся до запрета российским перевозчикам вывозить грузы из Казахстана. КТЖ фактически запретили перевозить грузы в вагонах всех операторов, кроме дочерней структуры "Казтемиртранс". Это вызвало недовольство российских операторов, пожаловавшихся в ЕЭК, после чего КТЖ отказались от своей инициативы.