Экономика

Наступление Путина на офшоры может стать дополнительным тормозом для экономического роста

Читать на сайте 1prime.ru

Последняя кампания по борьбе с офшорами в России представляет собой самое серьезное наступление на «серую» экономику за последние годы, которая может дать дополнительные 150-200 млрд руб в бюджет в качестве налоговых поступлений. Но мы полагаем, что это нетто увеличение налогообложения российской индустрии еще больше подточит внутренний спрос на инвестиции и станет дополнительным тормозом экономического роста в этом году.

Президент Владимир Путин распорядился, чтобы правительство к 1 июля разработало план противодействия офшорным схемам российских компаний. Это поручение укладывается в идеологию декабрьского обращения президента, в котором он провозгласил антиофшорную кампанию ключевым моментом правительственной экономической политики на грядущий год.

Для борьбы с офшорами правительство намеревается прекратить поддержку компаний, которые используют подробные схемы, а также лишить их всех налоговых льгот. В настоящий момент процентные платежи и дивиденды офшорным компаниям облагаются льготным налогом в 0% и 5% соответственно, что позволяет существенно экономить на налогах. Минфин собирается обложить эти платежи налогом в 20% для компаний и 9% для частных лиц.

Существенная офшоризация и сопутствующий ей высокий отток капитала представляют собой ключевые характеристики российской экономики. Они являются естественным  и относительно легким объектом приложения фискальных усилий правительства. Мы предполагаем, что в общем и целом от объявленной кампании правительство может получить $5-6 млрд в год в виде дополнительных налоговых поступлений.

Список мероприятий в основном направлен на воздействие на поток дивидендных выплат. Мы находим подобный подход разумным, потому что именно эти выплаты наиболее часто используются для снижения налоговой нагрузки компаниями и частными лицами.

По состоянию на конец третьего квартала 2013 года 47,9% иностранных инвестиций в российскую экономику пришло с Кипра, Нидерландов и Люксембурга. Большая часть этих инвестиций, скорее всего, представляет реинвестированный российский капитал. А на вышеупомянутые три страны плюс Виргинские острова приходится почти 70 процентов инвестиций, идущих из России.

Принимая во внимание такое серьезное превалирование денег из офшоров в иностранных инвестициях в Россию, попытки обложить налогом дивидендные потоки из офшоров и в офшоры будут представлять собой самую эффективную меру добраться до российского капитала, находящегося за границей.

Учитывая тот факт, что в 2012 году в виде процентных и дивидендных выплат было выплачено почти $100 млрд и получено $42 млрд, примерно половина этой суммы представляет собой потенциальный источник новых налоговых поступлений. Хотя большая часть этой суммы все равно избежит налогообложения, мы полагаем, что вкупе с фискальными инициативами, правительство сможет получить $5-6 млрд. Такие компании, как "Русал", "Роснефть", "Металлоинвест", МТС и "Русгидро" уже объявили о планах ограничить использование офшоров.

Хотя воплощение различных инициатив в жизнь всегда было проблемой для России, мы полагаем, что предложенные меры по деофшоризации можно будет исполнить довольно легко. Правительство нуждается в новых налоговых поступлениях, потому что в настоящий момент ему приходится проводить болезненное урезание расходов, чтобы сбалансировать бюджет. В то же время, эти меры по деофшоризации идут в ногу с усилиями правительства по усилению своего контроля над экономикой.

Хотя объявленные мероприятия вполне возможно сократят использование офшоров российскими компаниями и физлицами, а также увеличат налоговые поступления, мы ожидаем, что отток капитала скорее всего сохранится. Отток капитала как таковой провоцируется плохим российским инвестиционным климатом, а не чем-либо еще.

На наш взгляд, кампания по деофшоризации экономики представляет собой в конечном счете негативное событие для внутреннего инвестиционного спроса. Эти меры приведут к усилению налогообложения российского корпоративного сектора, уменьшая доходность различных секторов экономики и, таким образом, осушая главный источник инвестиций.

Хотя мы и признаем тот факт, что возможное снижение оттока капитала из страны должно быть хотя бы частично перенаправлено на внутренние инвестиции, мы также ожидаем, что инвестиции уменьшатся из-за того, что уменьшится поток иностранных инвестиций, связанных с российскими компаниями, из офшорных зон. Таким образом, появляются дополнительные риски, которые могут помешать даже 2-процентному росту инвестиций в 2014 году.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем