Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных в рамках ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2012 годах»* (далее - ФЦП, Программа). Также проверялась эффективность использования средств федерального бюджета и государственной собственности территориальным подразделениями Федерального агентства по рыболовству в 2012 г. и первом полугодии 2013 г. Контрольное мероприятие проводилось совместно с контрольно-счетными органами Ростовской и Астраханской областей. С сообщением выступил аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
На Коллегии отмечалось, что из 10 проверенных объектов Программы введены в эксплуатацию только 2. По 2 объектам средства не выделялись и строительные работы не проводились, 3 объекта из-за их неподготовленности были исключены из перечня программных мероприятий, еще 3 объекта в эксплуатацию не введены. «При этом общие затраты на строительство последних трех объектов составили 188,1 млн. рублей, или 59,5% от паспортных назначений последней редакции Программы», - подчеркнул Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Результаты проверки свидетельствуют о том, что мероприятия включались Росрыболовством в паспорт Программы без достаточной проработки и обоснований. В частности, имели место случаи включения мероприятий без правоустанавливающих документов на земельные участки под строительство, с устаревшими технико-экономическими обоснованиями и проектами, выполненными в начале 2000-х годов. Из-за корректировки проектно-сметной документации размещение государственных заказов на строительство и заключение государственных контрактов в итоге происходило в более поздние сроки (в IV квартале соответствующего финансового года). «Так, контракт на строительство Александровского рыбоводного завода был заключен 18 ноября 2011 г. со сроком завершения 16 декабря 2011 г., Донского осетрового - 3 сентября 2012 г. со сроком завершения 14 декабря 2012 г., Цимлянского рыбоводного завода - 4 октября 2012 г. со сроком завершения 29 декабря 2012 г. Соответственно исполнение контрактов в указанные сроки не представлялось возможным», - констатировал Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Всего в рамках ФЦП было заключено и реализовано 12 государственных контрактов по 5-ти программным мероприятиям. Кассовое исполнение программных назначений, предусмотренных в последней редакции Программы, составило 289,5 млн. рублей или 59,5%. По словам аудитора Счетной палаты, технические задания к конкурсной документации были выполнены некачественно. В частности, стоимость и объемы работ, приведенные в технических заданиях, не соотносились с показателями проектно-сметной документации.
В ходе проверки также установлено, что не исполнено поручение Президента РФ по повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности территориальных управлений Росрыболовства. «Результативность контрольно-надзорных функций остается на низком уровне, контроль за исполнением вынесенных решений по административным правонарушениям является недостаточно эффективным», - сообщил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Так, региональным управлением Росрыболовства при осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в 2012 г. было выявлено более 13 000 административных нарушений. По выявленным нарушениям наложено штрафов на сумму 24,5 млн. рублей, из которых взыскано 15,4 млн. рублей, или 63%. В первом полугодии 2013 г. процент взыскания штрафов составил 42,9%.
Проверка также показала, что формирование и утверждение государственного задания ФГБУ «Аздонрыбвод» и ФГБУ «Севкаспрыбвод» осуществлялось с нарушениями и недостатками. В частности, установлено, что нормативы затрат, которые являются основой для расчета предоставляемых субсидий в рамках задания по воспроизводству биоресурсов, у проверенных учреждений существенно различаются. Так, если норматив затрат по содержанию ремонтно-маточного стада для ФГБУ «Аздонрыбвод» составляет 2,6 тыс. рублей на 1 рыбу-производителя в год (без учета затрат на имущество), то по ФГБУ «Севкаспрыбвод» - 16,7 тыс. рублей в год. «Такое существенное различие в нормативах, установленных на основании фактических затрат, говорит об отсутствии единого методического подхода к их формированию и необоснованности объема государственного задания, утвержденного этим бюджетным учреждениям», - отметил докладчик.
В результате данный подход привел к завышению объема субсидии, предоставленной ФГБУ «Севкаспрыбвод». Анализ использования субсидии показал, что, несмотря на выполнение ФГБУ «государственного задания в полном объеме и покрытие всех текущих расходов, а также уплату земельного налога в размере 34% от общего объема субсидии, ее неиспользованный остаток составил 23,2 млн. рублей или 6,3%. «При этом уровень загрузки производственных мощностей учреждения находится на низком уровне и составляет по осетровым видам рыбы 39%», - подчеркнул Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Кроме того, проверкой установлено, что Росрыболовство неэффективно осуществляло полномочия собственника в отношении федерального имущества. В частности, правоустанавливающие документы были оформлены ФГБУ «Аздонрыбвод» на 11% объектов, а ФГБУ «Севкаспрыбвод» на 49% объектов, закрепленных за ними на праве оперативного управления. Отмечены факты предоставления помещений в пользование без оформления соответствующих договоров.
При этом на Коллегии отмечалось, что недостатки, допущенные проверенными организациями при реализации своих полномочий, были отчасти обусловлены несовершенством нормативного правового регулирования в сфере рыболовства. В частности, не до конца урегулирован вопрос разграничения полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти по организации конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления прибрежного рыболовства. Не регламентирован порядок предоставления в пользование рыбопромысловых участков одновременно для нескольких видов рыболовства.
Коллегия приняла решение направить представление в Минсельхоз России. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания, Правительство Российской Федерации, МВД России, Генпрокуратуру, а также в КСП Ростовской и Астраханской областей.
*Федеральной целевой программой «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2012 годах», утвержденной постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. № 606, первоначально было предусмотрено строительство и реконструкция 60 объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов с финансированием за счет средств федерального бюджета в размере 11,1 млрд. рублей, строительство, реконструкция и техническое перевооружение 8 объектов научно-производственных и инновационных центров по созданию технологий аква- и марикультуры с финансированием в размере 1,3 млрд. рублей. В ходе реализации в Программу вносились изменения, в результате которых количество мероприятий и объем их финансирования были сокращены. Государственным заказчиком - координатором ФЦП определено Росрыболовство.
Дополнительную информацию можно узнать из нашего видеосюжета
http://www.youtube.com/watch?v=kzWRU3_K37s&feature=c4-overview&list=UU2sbgK9zttq3YNPv8cEF8RA
Департамент пресс-службы и информации
Счетной палаты Российской Федерации
22 января 2014 года