Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты трех экспертно-аналитических мероприятий - мониторинга исполнения доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, мониторинга достаточности финансовых ресурсов, необходимых для безусловного выполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и мониторинга недопоступления налога на прибыль организаций в связи с вступлением в силу Федерального закона от 16 ноября 2011 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированных групп налогоплательщиков». Рассматриваемый период - 9 месяцев 2013 года. С основным докладом выступил аудитор Счетной палаты Юрий Росляк.
Он отметил, что за 9 месяцев 2013 года ситуация с наполнением доходной базы регионов кардинально не изменилась. При этом сохранились все проблемы предыдущего периода, а в отдельных случаях даже обострились.
«Так, сравнение результатов 9 месячных периодов2011, 2012 и 2013 годов говорит о недостаточной сбалансированности консолидированных бюджетов регионов. Объемы доходов в 2013 году не увеличились, оставшись практически на уровне 9 месяцев 2012 года, т.е. более 5,6 трлн. рублей, в то время как расходы увеличились на 5,9% и составили более 5,7 трлн. рублей. Дефицит консолидированных бюджетов регионов составил 73,8 млрд. рублей», - сообщил Юрий Росляк.
При этом наибольший удельный вес в структуре доходов консолидированных бюджетов регионов по-прежнему принадлежит налоговым и неналоговым доходам (81,2%). Вместе с тем в ходе мониторинга была отмечена тенденция устойчивого снижения темпов роста налоговых доходов. «Так, по итогам 9 месяцев 2013 года налоговые доходы увеличились всего на 1,5%, в то время как в соответствующие периоды 2011 и 2012 годов - на 17,9% и 6,5% соответственно», - констатировал докладчик.
Говоря о проблемах, оказывающих влияние на формирование и исполнение консолидированных бюджетов регионов, Юрий Росляк в первую очередь отметил значительное сокращение (на 17,2% по сравнению с соответствующим периодом 2012 года) поступлений по одному из основных налогов - налогу на прибыль организаций. Среди основных причин такого сокращения он назвал снижение объемов промышленного производства и экономической активности, а также принятие Федерального закона о созданииконсолидированных групп налогоплательщиков (КГН). «При общем сокращении поступлений налога на прибыль в сумме 248,9 млрд. рублей по сравнению с аналогичным периодом 2012 года снижение, связанное с деятельностью КГН, составило 177,2 млрд. рублей, или 71,2% от общего объема снижения поступлений, тогда как на всех остальных плательщиков этого налога приходится всего 28,8%», - сказал Юрий Росляк.
В целом за 9 месяцев 2013 года по этим группам поступило налога на прибыль организаций на 15,4 млрд. рублей меньше, чем, если бы они были самостоятельными. Однако при этом недополучили доходы 24 региона в сумме около 43 млрд. рублей, увеличились доходы у 54 регионов на сумму 27,5 млрд. рублей. Причем увеличение поступления налога на прибыль в связи с созданием КГН, как правило, произошло в дотационных регионах, а уменьшение в регионах-донорах.
Аудитор также отметил, что на федеральном и региональном уровнях не существует единых подходов к расчету выпадающих доходов по налогу на прибыль организаций по данной группе налогоплательщиков, системы оперативной и достоверной отчетности, а также механизма прогнозирования результатов деятельности КГН на предстоящий период в разрезе территорий. «Таким образом, проведенный анализ наглядно показал неприемлемость принятия и реализации подобных законов без тщательной проработки их воздействия на бюджеты субъектов Российской Федерации, а в случае необходимости их принятия, нужно создавать компенсационные фонды для поддержки тех регионов, которые несут бюджетные потери в результате принятых решений», - заявил Юрий Росляк
Другая нерешенная проблема, на которую обратил внимание докладчик, касается выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, образующихся в результате предоставления налоговых льгот на всех уровнях (663,3 млрд. рублей или 8,2% доходов консолидированных бюджетов регионов). При этом рекомендации Совета Федерации в части разработки механизма ежегодной компенсации выпадающих доходов регионов в связи с предоставлением льгот до настоящего времени Правительством не исполнены.
Кроме того, на Коллегии отмечалось, что в связи с увеличением с 1 января 2013 года более чем в два раза размера фиксированного страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для индивидуальных предпринимателей, многие регионы столкнулись с проблемой снижения предпринимательской активности, что в свою очередь негативно повлияло на наполнение доходной базы субъектов РФ. «Так, по итогам 9 месяцев 2013 года прекратили свою деятельность и снялись с учета во Владимирской области 6 800 предприятий, в Кировской области - 6 493 предприятия, в Республике Бурятия - 4 133 предприятия, в Томской области - более 4 000 предприятий, в Калининградской области - 2 872 предприятия, в Брянской области - 7 557 предприятий. Поступления от субъектов малого предпринимательства в Белгородской области сократились на 247 млн. рублей, во Владимирской области - на 46 млн. рублей, Кировской области - на 28 млн. рублей», - привел данные мониторинга Юрий Росляк.
Он также отметил, что в целом проведенный анализ выявил необходимость разработки и утверждения новых четких перспективных направлений развития системы межбюджетных отношений на средний и долгосрочный периоды, а также корректировки госпрограмм, регулирующих вопросы межбюджетных отношений, приведение их финансовых показателей в соответствие с показателями закона о федеральном бюджете на 2014-2016 годы и их взаимоувязки с соответствующими региональными программами и положениями указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
В ходе обсуждения результатов мониторинга достаточности финансовых ресурсов, необходимых для безусловного выполнения майских указов Президента, было отмечено, что Правительством РФ до настоящего времени не осуществлена комплексная оценка необходимых затрат бюджетов всех уровней на их реализацию. Анализ информации, полученной от Минфина, отраслевых федеральных министерств и регионов о финансовом обеспечении мероприятий майских указов, выявил несогласованность в части оценки средств, необходимых для их реализации, либо отсутствие достоверной информации.
Наиболее острая ситуация складывается с обеспечением реализации Указа № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». В консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации предусмотрено чуть более половины (56,2%) необходимых для его реализации средств, что создает риски невыполнения поставленной задачи по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем.
Проведенный мониторинг также показал, что регионами принимаются определенные меры по изысканию дополнительных средств на реализацию майских указов Президента, в том числе за счет оптимизации структуры и штатной численности учреждений, повышения эффективности использования имущества, сокращения численности управленческого аппарата, а также привлечения заемных средств. Однако принимаемые регионами меры пока не могут значительно повлиять на покрытие дефицита доходов консолидированных бюджетов. Доля вклада от указанных мер незначительна и составляет в среднем 1,4% доходов их консолидированных бюджетов.
Коллегия приняла решение направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания.