Экономика

Четыре года после бунта в Пикалево: "Базэл" предложил расселить или "ужать" 20% моногородов

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 29 янв - Прайм. «Базовый элемент» Олега Дерипаски сделал прогноз по будущему 342 моногородов России, проанализировав 18 из них, где у холдинга есть собственные предприятия: по мнению экспертов холдинга, реально «спасаемы» лишь около 45%, а 20% предстоит расселить - полностью или частично. Моногорода, население которых занято всего на 1-2 предприятиях, особенно уязвимы при стагнации экономики. «Базэлу» однажды уже пришлось оправдываться за остановку производства на цементном заводе в Пикалево, из-за которой взбунтовалось почти все 22-тысячное население города. Результаты исследования заместитель гендиректора «Базэла» по связям с госорганами Вадим Гераскин обсудил с корреспондентом ПРАЙМа Лейлой Хамзиевой.

- Сегодня Минэкономразвития подтвердило, что на поддержку моногородов в 2014 году может потратить 51,5 миллиардов рублей, то есть почти столько же, сколько за три года - с 2008-го по 2010-ый. Ситуация обострилась?

- Нельзя сказать, что проблематика моногородов когда-либо уходила из повестки дня. При таких обширных территориях появление моногородов в России неизбежно. Моногорода были способом освоения территорий в советский период и появляются до сих пор. По официальным данным, сегодня в России 342 моногорода, 56 из них в 2013 году были включены в так называемый кризисный перечень, социальная обстановка там либо уже сложная, либо в ближайшее время может стать сложной. Нужно понимать, что любые процессы, которые осложняют экономическую ситуацию, тут же выявляют болезненные точки.

- О перестройке моногородов было объявлено еще в 2009 году, после социального взрыва в Пикалево. Тогда правительство рассматривало список 27 приоритетных населенных пунктов. В конце прошлого года заговорили уже о «57 наиболее взрывоопасных моногородов». По вашему мнению, проблема решается?

- Эта работа велась и Минрегионом, и ВЭБом, где была создана рабочая группа. Была проведена большая работа, и было много успешных проектов. Но эта работа была в основном направлена на то, чтобы диверсифицировать моногород, стимулировать альтернативную занятость. Как выяснилось, этот подход не решает всех проблем. Собственно говоря, на проведение исследования нас подтолкнул тот факт, что в большом числе моногородов этот подход просто не работает.

Мы взяли список из 18 моногородов и малых городов, где есть наши предприятия, и провели анализ не только с точки зрения перспектив развития градообразующего предприятия, а рассмотрели несколько факторов: потенциал развития остальной городской экономики, компетентность местной администрации. Есть города, которые могут развиваться за счет агломерационного эффекта - это города, расположенные рядом с крупными центрами. В каких-то городах природные условия позволяют создать рекреационную зону. Но есть и такие города, где сложная ситуация и где нет ни природных ресурсов, ни климатических условий, ни крупных центров рядом.

Из нашего исследования родилась типология моногородов:

- со стабильно работающим градообразующим предприятием и потенциалом развития городской экономики;

- с предприятием, имеющим негативный прогноз развития, но с возможностью диверсифицировать экономику;

- с деградирующим предприятием и с отсутствием потенциала в городской экономике

- и, наконец, со стабильно работающим предприятием и экономикой без потенциала развития.

- И сколько в России моногородов каждого типа?

- Около 45% - это города, где высок потенциал развития экономики, ключевой подход для них - это диверсификация, например, индустриальная, через создание индустриальных парков. Такой подход применим, например, в Пикалево, в Каменск-Уральском, в Краснотурьинске. По грубым оценкам, в ближайшей перспективе за счет диверсификации в таких городах может быть создано от 60 до 90 тысяч новых рабочих мест.

Хуже ситуация обстоит там, где градообразующее предприятие существует и у него есть перспективы развития, но в то же время других перспектив в городе нет. Это такие города, которые навсегда останутся моногородами. Однако это не значит, что там нельзя улучшить жизнь людей. Тут наше исследование показало, что наибольший эффект будет иметь политика малых дел - это точечное решение ключевых проблем, чтобы сохранить трудовой потенциал и не допустить оттока жителей. То есть необходима программа по повышению комфортности городской среды и социальной обеспеченности жителей. В частности, речь может идти о реконструкции поселковой котельной, привлечении в населенный пункт недостающих врачей, учителей. Решение насущных проблем моногородов этого типа потребует в 2014-2016 годах около 1,5-2 миллиардов рублей.

- Остались бесперспективные - сколько их?

- По нашим оценкам, в сложной ситуации сейчас - около 20% моногородов. Во многих таких городах не приносят эффекта применяемые меры, в том числе, действия ВЭБа. Инвестиционных проектов нет, соответственно не понятно, зачем и куда вкладывать деньги. Например, сейчас в Жирекене - это поселок с населением в 4,6 тысячи жителей - идет процесс консервации предприятия. Администрация Забайкальского края посчитала, что на переселение всех жителей в Читу потребуется порядка 5 миллиардов рублей. Но при этом нужно решить вопрос, как их трудоустроить. Взять и переселить - это самый затратный вариант. Затраты на переселение жителей из всех проблемных моногородов оцениваются в 120 миллиардов рублей. Это колоссальные деньги, и это не всегда самый лучший способ, потому что все равно практика показывает, что порядка 20% населения не хочет никуда уезжать ни при каких условиях. 

Мы посмотрели зарубежный опыт. Так, например, в Австралии и Канаде был реализован сценарий так называемого «управляемого сжатия». Это сжатие жилой территории города и компактное расселение людей, которые там остались, что позволяет содержать все коммунальные службы не для всего поселка полностью, а только на оставшейся территории. Если идти по варианту управляемого сжатия, а не по сценарию ликвидации, это дает существенное сокращение затрат, примерно в 5 раз. В этом случае потребуется порядка 20-33 миллиарда рублей. При таком варианте развития событий в городе остаются жители, которые хотят остаться. Те, кто согласен уехать, получают подъемные или жилищные сертификаты в обмен на сдаваемое или продаваемое жилье.

Первый шаг, который необходимо сделать - закрепить понятие «моногород» в федеральном законодательстве, это позволит придать моногородам особый статус. В дальнейшем, учитывая, что на сегодня весь бюджет так или иначе расписан по госпрограммам, должна быть разработана специальная программа по моногородам. На мой взгляд, в ней должно быть две части. Первая подпрограмма должна быть направлена на диверсификацию экономики моногородов, на альтернативную занятость, на привлечение инвестиций, вторая - на обеспечение социальной поддержки жителей моногородов, на реализацию элементов управляемого сжатия и так далее.

Мы готовы на примере городов, где работают наши предприятия, какие-то из этих мер апробировать, чтобы потом уже наработанную практику перенести в нормативные документы.

- Вы готовы вкладывать свои средства или надеетесь получить часть заявленной суммы в 51,5 миллиардов рублей?

- То, что мы могли, мы уже во многом сделали. Там, где у нас предприятия закрываются, они уже не могут на себе нести нагрузку самостоятельно, их возможности уже исчерпаны. Поэтому, конечно, мы надеемся на то, что здесь будет, в том числе, серьезная государственная поддержка.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем