Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ результатов структурной реформы железнодорожного транспорта и ее влияние на экономику и социальную сферу в РФ». С докладом по результатам исследования, охватившем период с 2004 по 2012 годы, выступил аудитор Валерий Богомолов.
Как отметила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова в интервью газете «Известия», «анализ выполнения 70 плановых мероприятий показал, что более половины из них выполнены с опозданием до трех лет - в частности, нормативные документы принимались не вовремя».
Так, к концу первого этапа (2001 - 2002 годы) не был создан механизм поддержки убыточных видов деятельности, в первую очередь, пассажирских перевозок. Кроме того, не были приняты основополагающие нормативные правовые акты, позволяющие обеспечить приватизацию имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта.
По итогам реализации второго этапа (2003 - 2005 годы) окончательно не определена целесообразность создания специализированных перевозчиков грузов - транзитных, интермодальных и рефрижераторных. Не были созданы условия для увеличения количества компаний, находящихся в конкурентных отношениях, и осуществляющих перевозки грузов на условиях публичного договора.
В ходе третьего этапа (2006 - 2010 годы) реформирования не завершено формирование нормативной правовой базы по обеспечению доступа всех заинтересованных пользователей к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Кроме того, аудитор отметил наличие дополнительных нерешенных проблем. Так, проведенные преобразования в отрасли существенно не улучшили эксплуатационные характеристики и техническую оснащенность сети железных дорог. Сохраняются диспропорции в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортной обеспеченности регионов. Не решена проблема по созданию механизма безубыточной деятельности в сфере пассажирских пригородных перевозок. Двухуровневое тарифное регулирование данного вида перевозок, при котором государство регулирует тариф за использование инфраструктуры, а субъекты страны - тариф на перевозку пассажиров - требует совершенствования. Это подтверждается тем, что значительная часть пригородных пассажирских компаний, созданных в рамках структурной реформы, работают с убытками. «При этом на компенсацию потерь в доходах ОАО «РЖД» ежегодно из федерального бюджета выделяются субсидии в сумме 25 млрд. рублей», - отметил Валерий Богомолов.
«Согласно данным Росстата, стоимость основных фондов железнодорожного транспорта существенно выросла, при этом у компании высокие показатели износа основных фондов - 65%, - уточнила Татьяна Голикова. - А высокая степень износа основных фондов отрасли - это потеря технологической устойчивости железнодорожного транспорта и означает рост потребности в инвестициях в эту отрасль».
При этом изношенность парка грузовых вагонов «РЖД» к 2011 г. составила 58,9%, изношенность парка магистральных грузовых и маневровых локомотивов, по оценке АНО «ИПЕМ» - 81%.
Сеть железнодорожных путей по-прежнему не охватывает всю территорию страны. В настоящее время 6 субъектов РФ (Республика Алтай, Республика Тыва, Ненецкий АО, Магаданская область, Чукотский АО, Камчатский край) не имеют железнодорожного сообщения. Еще в 10 субъектах железнодорожная сеть недостаточно развита. Это свидетельствует о том, что в хозяйственный оборот не вовлекаются природные ресурсы, не выстраиваются связи между предприятиями, а значительная доля населения не имеет доступа к транспортным коммуникациям.
По итогам рассмотрения результатов экспертно-аналитического мероприятия Коллегия направит информационные письма заместителю председателя Правительства РФ А. Дворковичу, министру транспорта, руководителю Федерального агентства железнодорожного транспорта, президенту ОАО «Российские железные дороги». Отчет о результатах также будет направлен в Совет Федерации и Государственную Думу РФ и в Федеральную службу безопасности.
Департамент пресс-службы и информации
Счетной палаты Российской Федерации
10 февраля 2014 года