Коллегия Счетной палаты РФ утвердила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2013 года

Читать на сайте 1prime.ru

Счетной палатой в 2013 году неоднократно указывалось на возможное недостижение планируемой динамики ВВП из-за излишне оптимистичной оценки темпов роста инвестиций и оборота розничной торговли, а также о риске превышения целевого уровня инфляции. При этом даже уточненный прогноз темпов роста ВВП оказался на 0,5 процентных пункта ниже фактического значения данного показателя 101,3%. Уровень инфляции в декабре 2013 года по сравнению с декабрем 2012 года составил 6,5%, что на 0,1 процентного пункта ниже, чем в 2012 году, но выше на 1 процентный пункт целевого уровня, установленного законом о бюджете в целом на 2013 год.


Макроэкономический прогноз на 2013 год оказался нереалистичным и практически утратил свою актуальность по итогам I квартала 2013 года.

Доходы федерального бюджета за 2013 год составили 12 985,9 млрд. рублей, что на 79,5 млрд. рублей, или на 0,6%, выше уточненного прогноза на год. Однако по отдельным видам доходов отмечено существенное недовыполнение: скорректированный в декабре 2013 года в сторону уменьшения прогноз по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, не исполнен на 39,2 млрд. рублей.

Расходная часть федерального бюджета за 2013 год превысила доходы и составила 13 351,9 млрд. рублей, или 99,2% показателя сводной бюджетной росписи, что выше ежегодного уровня исполнения расходов за последние пять лет. В результате дефицит составил 366 млрд. рублей, или 0,55% ВВП, при утвержденном годовом дефиците федерального бюджета в размере 480,9 млрд. рублей, или 0,72% ВВП.

Несмотря на неоднократную корректировку федерального бюджета и уточнение сводной бюджетной росписи в течение 2013 года, бюджетные ассигнования по 92 главным распорядителям не исполнены в полном объеме. Наиболее низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета (менее 90%) установлен по Спецстрою России, Росгранице, Российской академии художеств, ФСФР России, Минвостокразвитию России, Конституционному суду Российской Федерации, ЦИК России. По Росгранице и Минвостокразвития России низкий уровень исполнения бюджетных ассигнований отмечался также и за 2012 год (87,7% и 81,3% соответственно). Это свидетельствует о недостатках при планировании и обосновании объемов бюджетных ассигнований.

Ниже 90 процентов исполнены расходы по 8 ФЦП («Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» (координатор - МВД России), «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» (координатор - Росграница), «Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2011-2015 годах» (координатор - Минобороны России), «Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (ответственный исполнитель - Минтруд России), «Информационное общество (2011-2020 годы)» (координатор - Минкомсвязь России), «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» (координатор - МЧС России), «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2012-2017 годы» (координатор - МЧС России) и «Чистая вода» на 2011-2017 годы (государственный заказчик - Минрегион России)), при этом по 6 из них в течение 2013 года осуществлялась корректировка бюджетных ассигнований.

Сложилась негативная практика распределения Правительством целевых межбюджетных трансфертов бюджетам регионов в конце финансового года. Это существенно снижает эффективность использования ассигнований и ведет к образованию значительных неиспользованных остатков на счетах региональных бюджетов.

По данным Федерального казначейства, в декабре 2013 года только субсидий регионам выделено на общую сумму 118 млрд. рублей, или около четверти общего годового объема.

В 2012 году такая практика перечисления межбюджетных трансфертов привела к тому, что в январе 2013 года из региональных бюджетов были возвращены в федеральный бюджет остатки неиспользованных межбюджетных трансфертов на общую сумму более 65 млрд. рублей.

Мониторинг качества финансового менеджмента свидетельствует о недостаточном уровне организации бюджетного процесса и его исполнения в системе главных распорядителей, а также о сохраняющейся тенденции недостаточного использования инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, а также законодательно предоставленных возможностей по заключению трехлетних контрактов.

Не в полном объеме исполнены показатели по отдельным источникам финансирования дефицита федерального бюджета. Несмотря на осуществленную корректировку первоначального плана приватизации с 427,7 млрд. рублей до 52 млрд. рублей, от продажи акций получено 41,6 млрд. рублей; внутренних заимствований за счет размещения ценных бумаг удалось привлечь 821,7 млрд. рублей, на 275,9 млрд. рублей меньше прогноза.

Следует отметить, что Счетная палата в своих документах указывала на возможность перевыполнения в 2013 году прогноза по доходам, на достаточность средств, необходимых для исполнения в 2013 году расходов в полном объеме, а также на риски невыполнения программы внутренних заимствований и недопоступления средств от приватизации. Оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2013 года представлен палатам Федерального Собрания Российской Федерации.

По основным проблемным моментам по исполнению федерального бюджета 2013 года, по мнению Счетной палаты РФ, направленно письмо Председателю Правительства России Д.А. Медведеву.

 

Департамент пресс-службы и информации
Счетной палаты Российской Федерации

25 февраля 2014 года

Обсудить
Рекомендуем