Цветочные тренды к 8 марта: скромно, но со вкусом

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 6 мар - Прайм, Нелли Артемова. Россиянки в этом году не останутся без традиционных букетов на 8 марта, уверены флористы, опрошенные агентством "Прайм". Ослабление курса рубля и общая экономическая нестабильность, возможно, заставят мужчин быть скромнее в своих тратах, но покупать цветы они все равно будут.

Согласно опросу Левада-центра, больше половины российских мужчин (53%) собираются, как обычно, дарить дамам цветы на 8 марта. О традиционном мартовском "цветочном буме" свидетельствует и таможенная статистика: Московская областная таможня в феврале зафиксировала двукратный рост количества деклараций на цветы по сравнению с январем.

"Я думаю, что на женщинах не будут экономить, тем более на любимых. Мужики в России у нас такие", - говорит заместитель генерального директора компании "Розовый сад" Александр Литвиненко.

При этом цветочные вкусы россиян за последние несколько лет заметно поменялись: тривиальные охапки роз вышли из моды, в тренде - оригинальные авторские композиции, небольшие букеты в сдержанном "европейском" стиле, а также экзотика типа синих орхидей.

СКРОМНО, НО СО ВКУСОМ

По словам производителей, цветы - незаменимый атрибут весеннего праздника. Литвиненко отмечает, что мужчины покупали букеты даже в кризисном 2008 году, во времена всеобщей жесткой экономии.

"На 8 марта все нормально было, просто чувствовалось, что люди предпочитают другую категорию цветов, дешевую", - сказал он. По мнению Литвиненко, примерно такая же ситуация будет и в этом году.

Исполняющая обязанности вице-президента Национальной гильдии флористов Ирина Давыдова тоже уверена, что экономить в этом году будут. "Сейчас общая тенденция - экономить на всем. Если кто-то и закупает, то чуть меньше, чем планировал. Это сейчас повсеместно, во всех областях, а в секторе цветов это чувствуется очень сильно", - пояснила она.

"Это долгожданный праздник для любимых женщин, я думаю, что резкого спада продаж, скорей всего, не будет", - считает, в свою очередь, генеральный директор ассоциации "Теплицы России" Наталья Рогова.

"Заказы стабильны, не уменьшились по сравнению с прошлым годом. А там уже само 8 марта покажет", - отмечает генеральный директор ООО "Пикафлор" Педро Васкес.

ЦВЕТОЧНЫЙ БУМ

По данным Центрального таможенного управления, за февраль на Московской областной таможне было оформлено 1,664 тысячи деклараций на цветы на общую сумму 13,9 миллиона долларов. Это двукратный скачок по сравнению с январем: тогда было оформлено 867 деклараций на 6,8 миллиона долларов.

В среднем по одной декларации оформляется около двух-трех тонн цветочной продукции, перемещаемой одним транспортным средством. В одной товарной партии, к примеру, может быть до 100 тысяч роз, поясняют таможенники.

Как отмечают флористы, обычно в период мартовского "цветочного бума" продажи увеличиваются до 10 раз. По данным ООО "Пикафлор", за неделю до 8 марта фирма зарабатывает месячную выручку. "А за весь месяц получается, почти как за пять", - говорит Васкес.

Раньше всего закупаются корпоративные клиенты, рассказывает Давыдова. Розничные покупатели приобретают цветы за день до 8 марта или непосредственно в праздник. Притом у населения не ослабевает интерес к мелкооптовой покупке цветов.

Цены в праздники тоже растут, как правило, на 20-25%, отмечает арт-директор международной службы доставки цветов "Флорист.ру" Ольга Шарова. "Такое повышение по сравнению с обычными днями "низкого сезона" связано не столько с желанием заработать самих магазинов, сколько повышением закупочных цен у поставщиков: некоторые цветы дорожают в 2 и 2,5 раза по сравнению с обычным периодом. На цены розничных торговцев влияет и цена евро и доллара", - пояснила она.

Однако Васкес утверждает, что рост курса зарубежных валют компенсировался снижением таможенной пошлины. В результате стоимость цветов осталась на уровне прошлого года. "В этом году цены остались примерно на том же уровне, что и год назад. Благодаря вступлению России в ВТО цены на растаможку снизились примерно на 14%. Но рост курса доллара и евро компенсировал удешевление растаможки", - отмечает он.

ОХАПКИ РОЗ УЖЕ НЕ В МОДЕ

Лидеры продаж в марте - весенние цветы, следом идут розы. "Сейчас популярны тюльпаны, гиацинты, нарциссы. Особенно в моде ранункулюсы - нежные цветы, чем-то похожие на пионы. Если в прошлом году в Россию их привозили всего три-четыре сорта, то в этом году их уже более 20 видов", - сказала Шарова.

Васкес отмечает, что вкусы россиян зависят от сезона. "На 14 февраля - розы, на 8 марта - тюльпаны, на 9 мая - гвоздика, на День учителя - кустовая роза", - рассказывает он. Некоторые россияне и вовсе предпочитают экзотические решения. В Москве сейчас можно найти не только известные синие розы, но и синие орхидеи, тюльпаны и даже ромашки.

При этом большая часть мужской аудитории за несколько лет успела полюбить нестандартные букеты, оставив в прошлом тривиальную охапку алых роз. "Сейчас идет упор на оригинальность. Если раньше люди шли на день рождения, покупали пять роз и были счастливы, то сейчас они заказывают композиции", - сказала сотрудница "Декоративных культур".

Шарова тоже отметила, что букеты, состоящие из одного вида цветов, берут все меньше, отдавая предпочтение сложным авторским композициям, в которых присутствуют экзотические растения, фурнитура и элементы декора. "Моно-букеты можно назвать шикарными, но не оригинальными", - сказала она.

Однако с ними могут быть связаны и интересные истории любви. "У нас однажды мужчина заказал 301 розу. Жена после ссоры с ним потребовала букет, который не прошел бы в дверь", - вспоминает Васкес.

При этом, по словам Шаровой, небольшие "европейские" букеты не выходят из моды – "веяние западноевропейской флористики". Однако Литвиненко отмечает, что такие тенденции не влияют на размер букета. "Все зависит от кошелька", - сказал он. Такое "европейское веяние" можно увидеть только в Москве, добавил Васкес.

Другая модная тенденция - живые цветы в горшках, - по словам Шаровой, не получила развития в России. "Такие цветы выживают в домашних условиях не всегда, за ними всегда нужен особый уход. У нас бывают на них запросы, но их крайне немного. Цветы в букетах хоть и недолговечны, но радуют с не меньшей силой", - отмечает она.

РЕГИОНЫ НЕ ОТСТАЮТ

Москва занимает 45-50% цветочного рынка России, но вовсе не является "сердцем" цветочного бизнеса, отмечают флористы. "Москву нельзя назвать центром флористики. Да, может быть, у нее самый большой рынок, однако во многих местах (регионах – ред.) флористика на очень высоком уровне", - сказала Давыдова.

В свою очередь, Васкес отмечает разницу "столичных" и "провинциальных" вкусов при выборе букетов. "Чем дальше от Москвы, тем крупнее цветок покупают - вроде розы 1 метр высотой", - сказал он.

На цветы отечественного производства приходится лишь 10-20% рынка. Флористы видят причину в недостаточной господдержке тепличных комбинатов, а также ограниченном ассортименте. "К сожалению, сегодня цветочные тепличные комбинаты не поддерживают. Их нужно строить. В настоящее время у нас мало этих теплиц, их всего 200 гектаров в России", - посетовала Рогова.

"Отечественный производитель может предложить только какие-то отдельные позиции из огромных импортных возможностей. Это просто сложившийся мировой рынок", - добавляет Давыдова.

При этом никаких проблем с поставками цветов российские регионы не испытывают, отмечают флористы.

 

Обсудить
Рекомендуем