Экономика

Ситуация в России после спада страстей по Крыму должна улучшиться

Читать на сайте 1prime.ru

Объявленные на сегодняшний день экономические санкции для России скорее всего не станут для нас критичными, поскольку пока все меры носят скорее устрашающий характер, чем оказывают реальное экономическое давление. В то же время, понимая, что ситуация в экономике России и до введения санкций была непростой, надо признать, что нынешние санкции, даже не нанося серьезный удар по экономике напрямую, могут иметь довольно ощутимые косвенные последствия. Скажем, из-за 10%-ного ослабления рубля может усилиться инфляционное давление. Пока Банк России справляется с этой проблемой, но при условии, что цена на нефть будет оставаться на текущих уровнях. В январе инфляция составляла 6,1% в годовом исчислении, в феврале - 6,2%. Накопленная инфляция с начала года за два месяца - 1,3%. Возможное продолжение оттока капитала, который оценивается примерно на уровне $65 млрд в первом квартале 2014 г., пожалуй, одно из наиболее серьезных препятствий на пути увеличения экономического роста. Однако эти процессы начались еще до украинских событий, и максимум, что мы потеряли из зарубежных инвестиций, - это спекулятивный капитал, который вышел с фондовых рынков.
Фундаментальных причин для обесценения рубля, кроме политических, пока нет. Данные ЦБ по торговому балансу показывают, что в январе-феврале текущего года положительное сальдо текущего счета выросло, по нашим данным, на 14%, с $17,3 млрд до $19,7 млрд, положительное сальдо по торговому балансу выросло на 11%, с 32,5 до 36,3%.

Гораздо важнее, как инвесторы будут оценивать экономическую и политическую стабильность в нашей стране после того, как первые страсти по Крыму улягутся. На наш взгляд, как это ни парадоксально, ситуация должна улучшиться: в политике также принято уважать того, кто может отстоять свою точку зрения. В финансовой сфере повышение Банком России ключевой ставки недельного репо до 7% пока не отразилось на стоимости кредитов и ставках по депозитам. Нам далеко до Украины, где депозитные ставки составляют до 26% в гривне, до 13% в долларах, до 11% в евро. Системообразующим банкам, особенно близким к государству, таким как ВТБ, Сбербанку, Россельхозбанку, вряд ли что-то серьезно угрожает в плане стабильности бизнеса. Например, в феврале стало известно, что Сбербанк и ВТБ потеряли возможность проводить операции клиентов через JP Morgan и без проблем перенесли эти операции в другие банки. В убытке остался сам американский финансовый институт.

Скорее всего, крупные госбанки даже смогут привлечь новую клиентскую базу. Действия Visa и MasterCard по прекращению обслуживания четырех российских банков могут иметь для них весьма серьезные судебные и бизнес-последствия (да и доверие к международным платежным системам оказалось одномоментно подорвано) и вряд ли окажут серьезное влияние на банковскую систему России. Негативные изменения рейтингов со стороны S&P и Fitch выглядят весьма политизированными, так как агентства обосновывают свои решения событиями, носящими в значительной степени оценочный и субъективный характер. Это осложнит привлечение капитала, но не станет критичным. Впрочем, такие действия рейтинговых агентств помогают лучше разобраться, к чему надо быть готовым. В первую очередь, к ухудшению финансирования на внешнем рынке. Структура долговой нагрузки может стать более краткосрочной, а займы дороже. Впрочем, эта мера будет, скорее всего, краткосрочной, так как зарубежные кредиторы заинтересованы в стабильном процентном доходе.

Пожалуй, наиболее серьезными последствиями может обернуться раздел собственности в Крыму, в том числе и в результате национализации. Самое главное - соблюсти интересы и законные права частных инвесторов, в том числе иностранных (Eni, EdF и др.), и быть готовыми к международным искам. Неопределенность приобретает сотрудничество российских банков с налоговой службой США (IRS). С 31 марта 2015 года банки всего мира должны представлять информацию об операциях американских клиентов в рамках закона FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act).

Впрочем, вряд ли это негативно скажется на экономике, учитывая относительно небольшой объем бизнеса между США и нашей страной. Нужно быть готовыми, что против России могут быть инициированы антидемпинговые разбирательства и в рамках ВТО. С 1995 по 2012 год ЕС ввел против ряда российских экспортеров 17 антидемпинговых мер, ущерб российских производителей от антидемпинговых мер ЕС оценивается почти в $500 млн в год. Ограничение доступа к технологиям, и особенно к технологиям мобильной безопасности и технологиям двойного назначения, вряд ли может стать действенным рычагом давления на Россию, учитывая уровень информационной мировой прозрачности и отсутствие у США и ЕС монополии на какие-то особо эффективные решения. Остальные меры воздействия, на наш взгляд, не столь страшны для России, особенно учитывая последствия для тех, кто их вводит, и возможный несимметричный ответ с нашей стороны.

 

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем