Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии подтверждает свою эффективность

Читать на сайте 1prime.ru

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг и анализ влияния регулирующих механизмов Таможенного союза и порядка зачисления ввозных таможенных пошлин на полноту и своевременность поступлений таможенных платежей, наличие и использование резервов доходов федерального бюджета». С сообщением выступил аудитор Сергей Штогрин.

Таможенный союз Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (далее - Таможенный союз), как действующее интеграционное объединение, подтверждает свою эффективность. Так, с 2009 по 2013 гг. объем взаимной торговли между странами увеличился в 1,8 раза и в 2013 г. составил $64,1 млрд. В период с 2009 года заметно увеличился объем промышленного производства в государствах-членах Таможенного союза, а также снизился уровень безработицы. «Объединение трех стран в Таможенный союз способствовало улучшению общего инвестиционного климата, обеспечению более комфортных условий ведения бизнеса», - сказал аудитор.

Также, Сергей Штогрин отметил, что общая сумма ввозной таможенной пошлины, подлежащая распределению между бюджетами стран Таможенного союза в 2013 г. (в рублевом эквиваленте) составила 772,95 млрд. руб., из них: распределено в бюджет РФ - 679,96 млрд. руб., в бюджет Казахстана - 56,66 млрд. руб., в бюджет Беларуси - 36,33 млрд. руб. «Механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин доказал свою работоспособность. В то же время, таможенными органами участников союза пока не внедрен единый порядок обмена информации по уплате ввозных таможенных пошлин», - отметил аудитор.

Аудитор отметил, что в 2013 г. Федеральная таможенная служба обеспечила поступления таможенных платежей в федеральный бюджет в сумме более 6,6 трлн. руб. (101,6% от прогноза). Между тем, по словам аудитора, при значительном положительном влиянии от участия в Таможенном союзе для Российской Федерации остается нерешенным ряд вопросов.

Так, не урегулирован вопрос создания единого механизма зачисления и распределения вывозных таможенных пошлин, а также установления и определения единого перечня, облагаемых пошлинами товаров.
Остается актуальной гармонизация ставок акцизов с другими странами Таможенного союза в связи с проводимой в Российской Федерации опережающей по отношению к инфляции их индексацией. В связи с этим целесообразно ускорение гармонизации и унификации ставок акциза в отношении тех товаров, по которым велика вероятность их нелегального оборота без уплаты установленных акцизов.

Аудитор обратил внимание на проблемы при временном ввозе иностранными лицами транспортных средств для личного пользования. «Причина проблем - отсутствие законодательно установленного допустимого количества беспошлинно временно ввозимых транспортных средств на территорию Таможенного союза одним иностранным физическим лицом», - отметил Сергей Штогрин. По словам аудитора, при этом происходит рост задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, возникшей при неисполнении обязательств об обратном вывозе временно ввезенных транспортных средств физическими лицами. «Таможенный кодекс союза предусматривает возможность урегулирования этой проблемы в рамках национального законодательства», - добавил он.

По итогам рассмотрения результатов экспертно-аналитического мероприятия Коллегия Счетной палаты приняла решение направить отчеты в Правительство РФ, Минэкономразвития РФ, Госдуму РФ и Совет Федерации РФ.

 

Департамент пресс-службы и информации
Счетной палаты Российской Федерации

Обсудить
Рекомендуем