Доходы федерального бюджета за первый квартал 2014 г. составили 3,5 трлн. руб. - Счетная палата

Читать на сайте 1prime.ru

Счетная палата РФ подготовила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за первый квартал 2014 г. Ниже приведены некоторые показатели, содержащиеся в документе. С полной версией доклада можно ознакомиться по ссылке.

В январе-марте 2014 г. объем ВВП составил в текущих рыночных ценах 16,3 трлн. руб., или 22,2% прогнозируемого годового объема.

Индекс промышленного производства в январе-марте 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. составил 101,1% (в январе-марте 2013 г. относительно января-марта 2012 г. - 98,8%).

Средняя цена на нефть марки «Юралс» в январе-марте 2014 г. составила $106,83 за баррель, что ниже уровня января-марта 2013 г. на 3,8% ($111 за баррель), но на 5,8% превышает среднегодовую прогнозную цену на нефть в 2014 г.

Уровень инфляции в марте 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года составил 2,3% (в марте 2013 г., за период с начала года - 1,9 %), что на 2,7 проц. пункта меньше предельного уровня, установленного на 2014 г. (5%). «Риски превышения целевого уровня инфляции в 2014 году обусловлены возможно более высокими темпами роста цен на продовольственные товары в связи с увеличением цен на продовольствие на мировых рынках. Кроме того, на уровень инфляции в оставшемся периоде 2014 года может оказать дополнительное негативное влияние рост тарифов на услуги инфраструктурных монополий, индексация которых запланирована на середину 2014 года», - прокомментировала данные оперативного доклада Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова.

В январе-марте 2014 г. наблюдается значительное увеличение оттока капитала из страны, который составил $50,6 млрд. и превысил уровень января-марта 2013 г. в 1,8 раза.

Доходы федерального бюджета в январе-марте 2014 г. составили 3,5 трлн. руб., или 25,9% годового показателя, что превышает уровень доходов за аналогичный период 2013 г. на 13,4%.

Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов составила 51,9%, что на 3,5 проц. пункта превышает соответствующий показатель 2013 г. (48,4%) и на 3,8 проц. пункта прогнозный уровень на 2014 г. (48,1%). «По-прежнему сохраняется высокая степень зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры. В значительной степени на увеличение нефтегазовых доходов оказал рост курса доллара к российскому рублю», - сказала глава контрольного ведомства.

Поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности, в январе-марте 2014 г. составили 24,2 млрд. руб., или 12,3% запланированного годового объема. «Мы отмечаем наличие рисков недополучения бюджетом в текущем году в предусмотренном объеме средств от приватизации», - сказала Татьяна Голикова.

Расходы федерального бюджета в январе-марте 2014 г. составили 3,4 трлн. руб., или 24,4% установленного годового показателя. При среднем уровне исполнения расходов федерального бюджета (24,4%) уровень исполнения по разделам классификации расходов составляет от 8,2% по разделу «Физическая культура и спорт» до 40,9% по разделу «Национальная оборона». Ниже среднего уровня исполнены расходы по 9 из 14 разделов классификации расходов, из них по разделу «Охрана окружающей среды» исполнение составило 9,1%, «Национальная экономика» - 15,6%, «Культура, кинематография» - 18,6%. В январе-марте 2014 г. не осуществлялись расходы по подразделу «Коммунальное хозяйство», по 22 подразделам (из 90) классификации расходов исполнение составило менее 10% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями.

В январе-марте 2014 г. сложилось неравномерное помесячное исполнение расходов федерального бюджета. Так, уровень исполнения бюджетных ассигнований в феврале 2014 г. почти в 2 раза превысил уровень исполнения января 2014 г. и почти в 1,5 раза уровень исполнения февраля 2013 г.

По-прежнему отмечается негативная практика низкого уровня исполнения федерального бюджета отдельными главными распорядителями. Так, ниже среднего уровня (21% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями) исполнили расходы 61 главный распорядитель (58,1% общего количества). По отдельным главным распорядителям низкий уровень исполнения бюджетных ассигнований отмечается на протяжении ряда лет. Так, по Росгранице, Минвостокразвития России, Росмолодежи, Ростуризму, Росавиации, Рособоронпоставке низкий уровень исполнения расходов (ниже 15%) отмечался как за первый квартал 2014 г., так и за первый квартал 2013 г. По 13 главным распорядителям (12,4%) исполнение расходов составило более 30% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями.

В январе-марте 2014 г. отмечено снижение динамики исполнения расходов инвестиционного характера по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. В рамках Федеральной адресной инвестиционной программы за счет средств федерального бюджета профинансировано 48,9 млрд. руб. (7,7% от общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ФАИП), что на 9,2 млрд. руб., или на 15,8%, меньше чем за январь-март 2013 года. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства и на приобретение объектов недвижимого имущества профинансированы в объеме 47,6 млрд. руб. (в I квартале 2013 г. - 53,2 млрд. руб.), на предоставление субсидий выделены средства в размере 1,2 млрд. руб. (5 млрд. руб.).

Профицит федерального бюджета составил 115,77 млрд. руб. (0,3% ВВП за соответствующий период) при утвержденном годовом дефиците 389,6 млрд. руб. (0,5% ВВП). «Профицит федерального бюджета в значительной степени обусловлен девальвацией рубля, более высокими ценами на нефть по сравнению с заложенными прогнозными показателями, а также использованием Минфином России в качестве источников финансирования дефицита бюджета финансовых активов в федеральной собственности за счет средств автономных, бюджетных учреждений и государственных компаний и положительной курсовой разницы», - подчеркнула Татьяна Голикова.

За отчетный период до главных распорядителей доведены лимиты бюджетных обязательств на 2014 г. в сумме 13,094 трлн. руб., из них распределено по подведомственным распорядителям (получателям) средств федерального бюджета 9,015 трлн. руб., или 68,9% доведенного объема.

Расходы на реализацию государственных программ за январь-март 2014 г. исполнены в сумме 1,6 трлн. руб., или 22,5% годового показателя. «Несмотря на необходимость ежегодного составления планов реализации госпрограмм, по состоянию на 1 апреля 2014 года на 2014 год и на плановый период утверждены планы реализации лишь двух госпрограмм», - отметила Татьяна Голикова.

За январь-март 2014 г. кассовые расходы на реализацию ФЦП исполнены на уровне 11%. Кассовые расходы не осуществлялись по 13 ФЦП (28,3% общего количества). Так, кассовые расходы не производятся по таким социально-значимым ФЦП как: «Чистая вода» на 2011-2017 годы», «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы», а также «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года».

По 18 ФЦП (39,1%) кассовое исполнение расходов составило ниже среднего уровня, из них по 7 ФЦП (15,2%) - менее 1%. По 15 ФЦП (32,6%) кассовое исполнение расходов превысило средний уровень, из них по 3 ФЦП исполнение составило более 30% показателя сводной росписи с изменениями.

Расходы по государственным контрактам на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд в январе-марте 2014 г. составили 324,4 млрд. руб. или 16,1% показателя лимитов бюджетных обязательств по состоянию на 1 апреля 2014 г.

Совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте за отчетный период увеличился на 9,1% (на 261,6 млрд. руб.) и составил 3,121 трлн. руб. Доходы от управления средствами Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России за период с 15 января 2013 г. по 15 января 2014 г. в сумме 5,171 млрд. руб. в январе 2014 г. зачислены в федеральный бюджет.

Совокупный объем средств ФНБ в рублевом эквиваленте увеличился за отчетный период на 7,6% (на 221,8 млрд. руб.) до 3,122 трлн. руб. В январе 2014 г. в федеральный бюджет были зачислены доходы от управления средствами ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России за период с 15 января 2013 г. по 15 января 2014 г. в сумме 3,787 млрд. руб., а также доходы от управления средствами ФНБ на депозитах во Внешэкономбанке в сумме 6,891 млрд. руб.

Вместе с тем, в январе-марте 2014 г., Правительством РФ не выполнено поручение, содержащееся в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, в части вложения в 2013 г. средств ФНБ в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных инвестиционных проектов.

Государственный долг Российской Федерации за январь-март 2014 и увеличился на 119 млрд. руб., или на 1,6%, и на 1 апреля 2014 г. составил 7,667 трлн. руб. (10,5% прогнозируемого объема ВВП).

По состоянию на 1 марта 2014 г. региональные бюджеты 61 субъекта РФ исполнены с дефицитом в размере 157,8 млрд. руб. «Рост дефицита региональных бюджетов в значительной степени обусловлен ухудшением экономической ситуации в стране, снижением поступлений налога на прибыль, а также увеличением расходов, в том числе на исполнение майских Указов Президента РФ», - сказала глава контрольного ведомства. Между тем, рост дефицита региональных бюджетов приводит к увеличению госдолга субъектов РФ, объем которого по состоянию на 1 апреля 2014 г. достиг 1,75 трлн. руб.

На 1 апреля 2014 г., Правительством РФ не распределены 38 субсидий бюджетам субъектов РФ, их объем составил более 95 млрд. руб., или 29% общего годового объема межбюджетных субсидий. «Негативная практика принятия Правительством РФ распоряжений по распределению субсидий региональным бюджетам в конце года снижает эффективность использования таких бюджетных ассигнований и ведет к образованию неиспользованных остатков на счетах регионов», - обратила внимание Татьяна Голикова.

Счетная палата РФ направила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь-март 2014 г. в Госдуму РФ и Совет Федерации РФ. Также аналитическая записка по докладу и информационное письмо с рекомендациями контрольного ведомства направлены Председателю Правительства РФ Д. Медведеву.

Так, из рекомендаций Счетной палаты РФ по снижению долговой нагрузки на регионы следует, что необходимо провести реструктуризацию обязательств регионов перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, снизить процентные ставки по ним, а также произвести замещение кредитов, полученных регионами от кредитных организаций, бюджетными кредитами. Кроме этого, целесообразно рассмотреть вопрос о конвертации ранее выданных бюджетных кредитов в безвозмездную финансовую помощь в отношении регионов с наиболее сложной финансово-экономической ситуацией.

 

Департамент пресс-службы и информации
Счетной палаты Российской Федерации

Обсудить
Рекомендуем