МОСКВА, 5 июн. ПРАЙМ. Межведомственная рабочая группа по подготовке проекта строительства транспортного перехода через Керченский пролив предпочла сооружение моста прокладке тоннеля и определилась с его расположением.
Экспертный совет государственной компании "Российские автомобильные дороги" /ГК "Автодор"/ рекомендовал в качестве оптимального вариант строительства двух надводных мостов с совмещенным железнодорожным и автомобильным движением через остров Тузла. Длина первого моста над судоходной частью Керченского пролива между Таманским полуостровом и островом Тузла составит 6,1 км, длина второго моста - от Тузлы до полуострова Крым - 1,4 км /судоходство под вторым мостом не предполагается/.
Именно этот вариант будет рекомендован правительству в качестве оптимального, однако в основной доклад и отчет об экспертной проработке вопроса будут включены подробные описания всех рассмотренных экспертами проектов. "По поручению министра мы проведем дополнительные консультации, но эти вопросы мы уже рассматривали, и, я думаю, мы убедим наших коллег в правильности принятого сегодня решения", - сказал по итогам заседания рабочей группы замминистра транспорта РФ Олег Белозеров. "Следующий этап - мы передадим эти материалы в правительство и администрацию президента РФ, и будем докладывать о выполнении первого этапа поручения", - отметил он.
ВАЖНОСТЬ ГЕОГРАФИИ
Всего эксперты ГК "Автодор" рассмотрели 74 варианта прохождения и конструкции транспортного перехода, включая различные комбинации мостов и подводных тоннелей. По итогам обсуждения все варианты сооружения тоннелей /в том числе в комбинации с мостовыми переходами/ были признаны неэффективными в силу дороговизны строительства и эксплуатации, а также из-за повышенных требований к безопасности движения в тоннеле и сложностей строительных работ под Керченским проливом.
В качестве главной альтернативы прокладке моста в районе острова Тузла "Автодор" рассматривал варианты расположения транспортного перехода в наиболее узком месте Керченского пролива - у косы Чушка. Главный плюс этого варианта - наличие железнодорожных и автомобильных подходов, проходящих вдоль косы к причалам нынешней паромной переправы в порту Кавказ. Несмотря на меньшую общую длину перехода /6,6 км/ и экономию на строительстве подходов /в этом случае нужно лишь реконструировать имеющуюся инфраструктуру на Тамани, а не строить новую/, этот вариант был признан менее перспективным, чем проход через "тузлинский" створ.
Среди основных факторов - отсутствие достаточной территории на косе Чушка для развертывания строительства, наличие большого количества объектов культурно-исторического и археологического значения в зоне строительства, а также наличие там действующей переправы. Ведение работ без прекращения движения паромов и обработки грузов в порту Кавказ приведет к существенному удорожанию проекта, считают эксперты ГК "Автодор".
Но, как позднее рассказал председатель правления "Автодора" Сергей Кельбах, ключевым критерием выбора для моста именно "тузлинского" варианта стали планы правительства по созданию железнодорожной и автомобильной инфраструктуры в рамках строительства грузового порта "Тамань". "Одно из наших предложений, которое, судя по всему, станет главным, это прокладка транспортного коридора /в Керченском проливе - прим. ред./ через то место, где предполагалось строительство порта "Тамань". А значит - всю транспортную инфраструктуру, которую предусмотрели в проекте порта "Тамань" мы будем использовать, - сказал Кельбах. Более того, это один из ключевых моментов, повлиявших на решение, в каком створе размещать /мостовой переход - прим. ред./", - подчеркнул глава "Автодора".
ДОХОДНЫЙ МОСТ
Стоимость различных вариантов конструкции перехода в рамках "тузлинского" створа составляет от 149,8 млрд рублей до 204,8 млрд рублей. Но в состав проекта входит строительство подходов к мосту со стороны Тамани и Крыма, в том числе железнодорожных /41 км в Крыму и 42 км на Тамани/ и автомобильных /8 км в Крыму и 17,8 км на Тамани/. С учетом стоимости этих подходов /51,4 млрд рублей/, а также других затрат на подготовку и строительство, общая сумма различных вариантов мостовых переходов в районе Тузлы варьируется от 283,2 млрд рублей до 376,5 млрд рублей.
Глава правления ГК "Автодор" Сергей Кельбах, обобщая мнение членов экспертного совета, рекомендовал вынести на рассмотрение правительства самый дешевый вариант из 8 рассмотренных проектов по "тузлинскому" створу. Наиболее экономичным вариантом транспортного перехода оказалась конструкция моста с размещением автомобильного движения /4 полосы/ над железнодорожными путями /два пути/ в едином комплексе моста. Общая сумма этого варианта с учетом строительства подходов к мосту оценена на уровне 283,2 млрд рублей, содержание перехода в надлежащем состоянии будет обходиться в сумму около 749 млн рублей ежегодно.
В докладе Кельбаха была представлена предварительная финансовая модель проекта. Максимальный размер капитального государственного гранта на строительство перехода установлен на уровне 200 млрд рублей, остальные деньги - от 83 млрд рублей до 149 млрд рублей в зависимости от выбранного варианта - предполагается занять у банков. Как рассказал замминистра транспорта Олег Белозеров, строительство моста может быть профинансировано за счет средств Фонда национального благосостояния. "Варианты финансирования рассматриваются различные - это и прямое финансирование, и контракт жизненного цикла, и концессия. Механизмом наполнения может быть бюджет, в том числе и с использованием средств Фонда национального благосостояния", - сказал он.
Эксперты и независимые финансовые консультанты, привлеченные ГК "Автодор", подсчитали возможные доходы проекта при платной эксплуатации моста. Общая выручка от сбора платы за проезд по мосту в течение 20 лет может составить от 142 млрд рублей до 228,3 млрд рублей в зависимости от выбранной тарифной политики. Доходы железнодорожной составляющей оцениваются на уровне 64,7 млрд рублей. Автодорожные сборы составят 163,6 млрд рублей при условии, если плата за проезд будет взиматься со всех типов автомобилей, или 77,8 млрд рублей при взимании платы только с грузовиков и автобусов.
Эти расчеты сделаны, исходя из прогноза перспективного трафика по мосту к 2020 году на уровне от 8 до 9,8 тыс. автомобилей в сутки. Ежегодный железнодорожный грузопоток по мосту к этому сроку оценивается в 8,2 млн тонн, а пассажиропоток - примерно в 6 млн человек.
ИНВЕСТОРЫ ЖДУТ ПРИГЛАШЕНИЯ
Необходимость привлечения значительного объема внебюджетных средств, а также перспектива получения доходов от эксплуатации мостового перехода, позволяют Минтрансу и ГК "Автодор" вести предварительные переговоры с инвесторами. Как сообщалось ранее, интерес к проекту уже проявляют иностранные инвесторы, в частности, из Китая. В разговоре с журналистами Олег Белозеров это подтвердил.
"Компанией СССС /China Communications Construction Company/ заключен меморандум с госкомпанией /"Автодор" - прим. ред./ - сказал он. - Китайские наши коллеги проявили заинтересованность в участии и в технологической, и в инженерной, и в том числе, в инвестиционной /части проекта - прим. ред./ с привлечением возможностей своих фондов", - сказал замминистра транспорта РФ. Он добавил, что китайские специалисты уже участвовали в экспертной работе, результаты которой были представлены на сегодняшнем заседании межведомственной рабочей группы.
СССС - крупная китайская компания, специализирующаяся на строительстве транспортной инфраструктуры, основана в 2005 году в результате слияния China Harbour Engineering и China Road and Bridge Group. Выручка компании по итогам 2013 года составила 331,8 млрд юаней /в пересчете по сегодняшнему курсу ЦБ РФ - 1,824 трлн рублей/, а чистая прибыль - 12,6 млрд юаней. Контрольный пакет акций компании находится в собственности китайских госструктур.
Проект привлекателен и для крупных российских инфраструктурных инвесторов, в том числе для тех, кто попал под американские санкции. В контексте развития сотрудничества с китайскими компаниями, об интересе к строительству перехода через Керченский пролив заявил в мае бизнесмен Геннадий Тимченко - он контролирует строительный холдинг "Стройтрансгаз", а также владеет по 25 проц в капитале строительных компаний УСК "МОСТ" и "АРКС". "Может быть, мы будем строить вместе с китайскими партнерами мост или тоннель через Керченский пролив. Мост мы будем строить с "Мостотрестом", тоннель самостоятельно", - сказал Тимченко.
"Мостотрест"
Конкурс на строительство и эксплуатацию моста может быть объявлен после окончательной подготовки технико-экономического обоснования /ТЭО/ проекта. ТЭО разрабатывает "Гипротрансмост", входящий в частный строительный холдинг "Волгомост", оно должно быть готово до 1 ноября 2014 года. Межведомственная рабочая группа до 1 октября должна определиться с финансовой моделью строительства Керченского моста.