Риски и контрмеры России к соглашениям об ассоциации с ЕС Украины, Молдавии и Грузии

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА/БРЮССЕЛЬ, 27 июня. /ИТАР-ТАСС/. Украина подпишет сегодня экономический блок соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Вместе с ней соглашения об ассоциации с ЕС подпишут Молдавия и Грузия. Главной составляющей этих документов является создание зоны свободной торговли этих государств с Евросоюзом.

Экономика и политика

В западных СМИ проблема соглашений об ассоциации в контексте отношений этих стран с Россией и Западом рассматривается, в первую очередь, с точки зрения геополитического доминирования. С экономической точки зрения СМИ обычно довольствуются цитированием главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу: "Свободная торговля - это путь к процветанию для всех". И вторая цитата: "Благодаря соглашению с ЕС экспорт Украины увеличиться на 1 млрд евро в год".

В то же время мировая практика свидетельствует, что свободная торговля выгодна более развитому партнеру, чьи товары отличаются более высокой конкурентоспособностью. И в случае Украины, Молдавии и Грузии этим партнером является Евросоюз. Вопрос о том, смогут ли национальные производители этих государств конкурировать с европейскими производителями остается открытым.

Насколько легко на европейский рынок смогут выходить новые поставщики из этих трех государств тоже не столь очевидно. Ведь свободная торговля будет строиться по правилам ЕС. Это значит все регуляторные нормы, включая стандарты качества, ветеринарные и фитосанитарные требования, будут европейскими. Продукция европейской экономики им соответствует по определению, а вот украинским производителям предстоит серьезно поработать. Иными словами в отличие от Украины у Евросоюза остаются административные возможности для контроля экспорта из стран-партнеров.

Однако торговля ЕС с Украиной, Молдавией и Грузией осуществляется не в замкнутой системе. Одним из ведущих торговых партнеров этих государств является Россия, и на ее экономике торговые соглашения с ЕС могут сказаться очень сильно.

Возможные экспортные потери России

Максимально возможная выпадающая экспортная выручка для России в условиях ухудшения условий взаимной торговли с Украиной составляет 4,5-5 млрд долларов в год в случае реализации неблагоприятного сценария развития российско-украинских отношений, следует из доклада Комитета гражданских инициатив "Тупик борьбы интеграций в Европе".

При этом критические объемы импорта из Украины на ближайшие три года составляют до 2 млрд долларов в год /комплектующие для ВПК и ряда стратегических машиностроительных производств/. Остальной импорт из Украины Россия замещает за счет собственного производства, снижения некритического потребления /объем замещения 4,3 млрд долларов или 27 проц всего импорта из Украины в 2013 году/, а также за счет импорта из СНГ - объем замещения составляет 1,9 млрд долларов или 12 проц от импорта из Украины и за счет импорта из дальнего зарубежья - объем замещения 7,6 млрд долларов или 48 проц импорта из Украины.

Возможные потери для России в финансово-кредитной и имущественной сферах двусторонних отношений с Украиной оцениваются в 45-50 млрд долларов. Эти потери возможны при отказе украинской стороны от уплаты задолженности перед Россией, наложения ограничений на использование депозитов российских юридических и физических лиц на Украине и изъятия российской собственности на Украине.

Еще одна угроза для России носит торговый характер - опасность наводнения российского рынка реэкспортными европейскими товарами, которые будут беспошлинно ввозиться на Украину, а затем также беспошлинно отправляться в Россию в соответствии с правилами свободной торговли в рамках СНГ. Но с ЕС Россия соглашений о свободной торговле не заключала и в ближайшее время заключать не планирует, поэтому ей придется принять меры для защиты своего рынка и своих производителей.

Торговая самозащита

Россия, Казахстан и Белоруссия получили от Евразийской экономической комиссии /исполнительный орган Таможенного союза и будущего Евразийского экономического союза/ право вводить на национальном уровне пошлины в отношении товаров из Украины в случае необходимости. Сейчас в отношении этой страны действует договор о зоне свободной торговли в СНГ и товары поставляются в страны Таможенного союза беспошлинно. По условиям этого договора внутри зоны свободной торговли СНГ можно применять ненулевые ставки таможенных пошлин к странам, которые заключили подобные соглашения с другими государствами, если это привело к существенному росту импорта через страну, входящую в обе зоны свободной торговли. Как ранее пояснял Улюкаев, в случае угрозы внутреннему рынку Россия сможет ввести пошлины как в отношении отдельных групп товаров, так и фронтально, но они не могут быть выше тех, которые РФ приняла в рамках вхождения в ВТО.

Договориться втроем

Чтобы избежать начала торговых войн с неизбежными потерями для всех участников Еврокомиссия, РФ и Украина намерены начать 11 июля трехсторонние консультации на уровне министров экономики и еврокомиссара по торговле Карела Де Гюхта.

По словам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, который будет представлять РФ на этих переговорах, на них Москва предложит обсудить две группы проблем.

"Первая - это дополнительные риски по неконтролируемому импорту в связи с введением европейского технического регулирования, проблема импорта из третьих стран", - сказал он. Россия по этому вопросу ждет, что ЕС и Киев, например, смогут гарантировать, что "реимпорта из третьих стран не будет посредством каких-то мер таможенной защиты, может быть они совместно реформируют украинскую таможенную систему, что снимет риск".

Вторая группа проблем связана с большим количеством соглашений между Украиной, Россией и другими странами СНГ, например, в части технического регулирования, ветеринарии, фармакологии, то есть соглашений, касающихся проблем безопасности и здоровья граждан.

"Должны обсудить, каким образом Украина будет выходить из этих соглашений или оставаться в них. Это два блока вопросов, которые мы будем ставить перед нашими коллегами. Они говорят, что мы преувеличиваем риски. Им надо будет доказать, что наши представления об этих рисках не обоснованы", - заявил глава МЭР РФ.

Потери Украины

Сама Украина может потерять около 100 млрд долларов в течение 2015-2018 годов в случае реализации шокового сценария потери кооперации со странами Таможенного союза /ТС/ в результате переориентации Украины на ЕС, сообщается в докладе Комитета гражданских инициатив "Тупик борьбы интеграций в Европе".

Наиболее значимым эксперты считают риск сокращения экспорта товаров Украины в Россию и другие страны ТС, который оценивается в ежегодную потерю 14,3-15,3 млрд долларов. Кроме того, эксперты включают в шоковый сценарий ухудшения торгово экономических отношений Украины с Россией и ТС риски снижения денежных поступлений на Украину по каналам трудовой миграции /потери в 7-8 млрд долларов в год/, риск полного отказа России от трубопроводного транзита через Украину /3,9-4,2 млрд долларов в год/, риск сохранения повышенных цен на российский газ /2,2-3,7 млрд долларов в год/, риск неполучения российских инвестиций /в объеме около 2 млрд долларов в год/, риск резкого сокращения поездок и расходов граждан России на Украине /потери в 1,5-1,6 млрд долларов в год/, а также риск отказа российских компаний от существенной части взаимных перевозок с участием украинских операторов /примерные годовые потери в 0,4 млрд долларов/.

При этом эксперты фонда полагают, что в случае реализации подобного шокового сценария его развитие произойдет в течение примерно двух лет: 2015-2016 годы, а затем в течение 2017-2018 годов будет наблюдаться постепенный выход из шокового сценария и нормализация отношений.

Молдавская недостаточность

Переориентация Молдавии на интеграцию с ЕС может лишить страну 1,3 млрд долларов ежегодных поступлений от миграционных доходов из РФ, следует из доклада Комитета гражданских инициатив "Тупик борьбы интеграций в Европе".

Эта сумма составила 15-16 проц ВВП Молдавии в 2013 году.

По мнению экспертов Комитета гражданских инициатив, на фоне внутриполитических проблем и стратегических неопределенностей очень болезненными для Молдавии могут стать вероятные ограничения торгово-экономического сотрудничества с Россией, другими странами Таможенного союза и СНГ.

Обсудить
Рекомендуем