Экономическая неуверенность потребителей приведет к падению авторынка в 2014 году

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 8 июля. /ПРАЙМ/. Снижение продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в июне стало самым значительным за все полтора года негативной динамики. Продажи автомобилей в июне снизились на 17,3 проц по сравнению с июнем прошлого года, продажи по итогам первого полугодия упали на 7,6 проц год к году. Учитывая нестабильную экономическую ситуацию, как результат - снижение потребительского доверия и нежелание Минпромторга возобновлять временные меры поддержки авторынка, участники рынка и эксперты настраиваются на стабильно отрицательную динамику по итогам 2014 года. Однако, прогнозируемые Ассоциацией европейского бизнеса /АЕБ/ -12 проц снижения год к году кажутся экспертам слишком "пессимистичными".

ОТ -8 ДО -12

На общем падающем фоне продажи автомобилей масс-маркета продолжают сохранять негативную динамику. Продажи отечественных автомобилей Lada просели в 1 полугодии на 15 проц, их партнер по альянсу Renault снизил продажи на 8 проц, Volkswagen - на 13 проц, Chevrolet - на 19 проц. Среди аутсайдеров Ford /-38 проц/ , Opel /-15 проц/, УАЗ /-22 проц/, SsangYong и Suzuki /-28 проц/, Peugeot и Citroen /-31 проц и -20 проц соответственно/. В плюс по итогам года уже традиционно ушли марки премиум-сегмента - Mercedes-Benz /+19 проц/, за счет новых моделей выиграли Nissan и Mazda /+29 и +18 проц соответственно/, на уровне прошлого года балансируют BMW и Audi, тогда как в середине прошлого года они составляли конкуренцию Mersedes. Между тем, основные продажи приходятся на низкий и средний ценовой сегменты, что не дает повода надеяться на быстрое восстановление рынка. По мнению аналитика "ВТБ-капитал" Владимира Беспалова, падение связано в основном с неясностью в развитии экономики, и как следствие - потребительской неуверенностью. "Консолидированная оценка участников рынка, выраженная в прогнозе АЕБ - пессимистична. При этом, на данный момент нет причин говорить о тенденции к восстановлению рынка", - говорит Беспалов. Эксперт ожидает большей ясности в экономике и возлагает надежды на господдержку рынка, о чем просят правительство участники рынка.

"Учитывая текущий масштаб падения, если эта тенденция сохранится в летние месяцы, мы можем пересмотреть свой прогноз до снижения в сторону -15 проц год к году, если рынок несколько выровняется, сохраним ориентир в -10 проц", - говорит аналитик БКС Игорь Краевский.

По словам старшего менеджера PWC Сергея Литвиненко, динамика рынка в 2014 году ожидается в пределах от -8 до -12 процентов год к году. "Показатели текущего года однозначно будут отрицательными. В следующем году мы ориентируемся на постепенное восстановление рынка и продажи на уровне близком к 2014 году. На стабильно положительные результаты рассчитываем выйти к 2016 году", - говорит он. Так, восстановление рынка будет связано в том числе с обновлением автомобильного парка. В 2011-2012 годах авторынок стабильно рос, в 2015-2016 году эти машины потребуют обновления.

Третий и четвертый кварталы 2014 года, говорит Литвиненко, ожидаются достаточно сложными для рынка, однако к концу года можно рассчитывать на замедление темпов снижения рынка.

РЕАКЦИЯ НА МИНУС

Первыми на отрицательную динамику отреагируют дилеры и автопроизводители, считают эксперты. По позициям экспортеров с начала года сильно ударили валютные курсы, заставившие поднять цены от 4 до 7 проц, но даже эти меры полностью не компенсировали девальвацию рубля, говорит Беспалов. Дилеры могут запустить промо-акции, однако это случится не раньше сентября, считает он. Краевский отмечает, что производители могут снизить закупочные цены для своих дилеров.

Однако все участники рынка ждут реакции Минпромторга, который ранее, опираясь на небольшое падение продаж по итогам первого квартала, сообщал, что не планирует продлевать программу субсидирования по автокредитам. Глава Минпромторга Денис Мантуров рекомендовал тогда автопроизводителям активнее работать с банками.

"Снижение курса рубля в 1 квартале привело к росту цен на иномарки, а также всплеску спроса на автомобили в начале года в ожидании повышения цен. В связи с этим снижение продаж во 2 и 3 кварталах было ожидаемо, говорит Литвиненко, отмечая, что в текущих условиях "однозначно нужны меры господдержки - в большей степени, долгосрочного характера".

Обсудить
Рекомендуем