Министры экономики РФ, Украины и Евросоюза обсудят риски от соглашения об ассоциации Киева с ЕС

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 11 июля. /ПРАЙМ/. Министры экономики России, Украины и Евросоюза обсудят сегодня в Брюсселе риски имплементации соглашения об ассоциации Киева с ЕС, которое, в частности, предполагает введение режима зоны свободной торговли между двумя сторонами. Это соглашение Украина подписала 27 июня 2014 года.

Российскую сторону на сегодняшних переговорах представляет министр экономического развития Алексей Улюкаев, от Украины участие примет министр иностранных дел Павел Климкин, от ЕС - член Европейской комиссии по торговле Карел Де Гюхт.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

В ходе трехсторонней встречи Россия предложит обсудить две группы проблем, заявлял ранее ИТАР-ТАСС Улюкаев. Первая - это дополнительные риски по неконтролируемому импорту. По его словам, Россия по этому вопросу ждет, что ЕС и Киев, например, смогут гарантировать посредством мер таможенной защиты, что "реимпорта из третьих стран не будет, может быть, они совместно реформируют украинскую таможенную систему, что снимет риск".

Вторая группа проблем связана с большим количеством соглашений между Украиной, Россией и другими странами СНГ, например, в части технического регулирования, ветеринарии, фармакологии, то есть соглашений, касающихся проблем безопасности и здоровья граждан. Россию интересует, будет ли Украина выходить из этих соглашений или продолжит их придерживаться.

КОНКУРЕНЦИЯ ЗОН СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Российская сторона считает, что при сохранении действующего режима свободной торговли с Украиной после открытия украинского рынка для ЕС на российский рынок в неограниченном количестве реэкспортом через Украину пойдет европейская продукция, что может осложнить условия для российских производителей.

В конце июня первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что Россия получила от ЕЭК право вводить в одностороннем порядке меры по защите рынка в случае подписания Киевом соглашении об ассоциации с ЕС. Хотя Белоруссия и Казахстан отказались применять такие же защитные меры на своих рынках. При этом как говорил Улюкаев, Россия сможет отменить для Украины положения о ЗСТ в рамках СНГ как точечно, так и "фронтально", практически по всем товарным позициям, причем не ранее того, как механизмы, которые предусмотрены соглашением об ассоциации с ЕС, вступят в силу.

Такой механизм предусмотрен приложением 6 к договору о ЗСТ в СНГ, которое позволяет применять внутри зоны свободной торговли ненулевые ставки таможенных пошлин к странам, которые заключили подобные соглашения с другими странами, если это привело к существенному росту импорта через "пересечение" этих зон свободной торговли. При этом ненулевые ставки не могут быть выше тех, которые приняла на себя страна в рамках вхождения в ВТО.

При этом замглавы МЭР Алексей Лихачев в среду подчеркивал, что защита рынка РФ из-за подписания Украиной соглашения об ассоциации с Евросоюзом не означает развязывания торговой войны. По его словам, речь идет лишь о введении так называемого режима наибольшего благоприятствования /РНБ/ - "абсолютно недискриминационного и адекватного с точки зрения ВТО", то есть, из суперпреференциального режима, которым сегодня пользуется Украина, возможно, придется перейти к режиму РНБ.

ОЖИДАНИЯ ОТ ПЕРЕГОВОРОВ

Эксперты, опрошенные ИТАР-ТАСС, не ожидают от сегодняшних переговоров судьбоносных решений. "Исходя из практики предшествовавших переговоров на двухсторонней основе, не думаю о скором успехе. Но, достигнутый опыт в рамках переговоров по газовым вопросам, должен быть, по моему мнению, осознан и применен на новом этапе. В любом случае, даже если конкретные решения не будут достигнуты на этой встрече, она должна стать этапом на пути договоренностей", - считает председатель Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ Владимир Саламатов.

В то же время, по мнению заведующего лабораторией международной торговли Института Гайдара Александра Кнобеля, эти переговоры нужны России лишь для того, чтобы формально иметь право на введение более жесткого таможенного режима для Украины. Он напомнил, что приложение 6 к договору о ЗСТ в СНГ предусматривает введение такого режима, только если в результате ассоциации импорт из Украины вырастет до объемов, удорожающих промышленности ТС, и только после проведения соответствующих консультаций.

"Собственно поэтому консультации там и проводятся, поскольку они обязательны и вытекают из приложения 6. Что от них можно ожидать? Думаю, что стороны еще раз обменяются своими мнениями, но вполне возможно, Россия этим просто выполнит формально пункт приложения", - сказал Кнобель. По его словам, если на встрече будет проведен конструктивный экономический разговор, то стороны придут к тому, что никаких дополнительных ограничений Россия в отношении Украины не должна применять. «Если такого разговора не получится, а я думаю, что не для этого это все затеяно, то они закончатся ничем, но формально руки у России будут развязаны», - добавил эксперт.

По словам Кнобеля, риски, о которых заявляет российская сторона, во многом надуманны. "В современных условиях говорить об угрозе роста украинского импорта нелепо, поскольку он только падает по естественным соображениям. Если мы повышаем пошлины до единого таможенного тарифа ТС, то это сделает украинскую продукцию более дорогой, что ударит по российским производителям, использующим украинские комплектующие, а также ударит по рынку продовольствия, что скажется, прежде всего, на бедных слоях населения России", - отметил эксперт.

Что касается рисков роста перетопка европейских товаров, то Кнобель обратил внимание, что Украина - не единственная в мире страна, которая входит в разные ЗСТ. «Проблема решается через применение правила происхождения товаров, которые прописываются в соглашениях о ЗСТ. Согласно этим правилам, украинским поставщикам при перевозе товаров через границу с РФ нужно будет всего лишь среди прочих документов представить на таможню сертификат о происхождении товара», - сказал представитель Института Гайдара. Кроме того, добавил он, на Украину беспошлинно несколько лет поставляются европейские лекарства, однако об угрозе для рынка ТС пока никто не заявлял.

По мнению эксперта, если России не удастся убедить партнеров по Таможенному союзу ввести совместные "меры защиты", то, возможно, будет сохранен действующий льготный режим, а товары из Украины будут блокироваться другими способами, коих сотни, начиная от запрета в сфере санитарных и фитосанитарных норм, закачивая проведением полного досмотра украинских товаров на границе, "устройством таможенного ада, как это было летом прошлого года". Кнобель отмечает, что такие меры наносят гораздо больший ущерб, чем пошлины, и это абсолютно вне спектра оспариваемых в ВТО решений.

ОЦЕНКИ ПОТЕРЬ

Кнобель видит в отмене ЗСТ для Украины потери не только для украинской, но и для российской стороны, хотя, по его оценкам, они исчисляются сотнями миллионов долларов, что для такой крупной экономики, как Россия, не критично.

По оценкам Саламатова, суммарный эффект от применения мер тарифного и нетарифного характера в отношении Украины может привести в 2014 году к снижению объемов украинского экспорта в Россию до 8 млрд долларов. Это сумма пошлин, которые должны будут быть выплачены после возврата к РНБ.

Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина ранее оценивал возможную выпадающую экспортную выручку для России при ухудшении условий взаимной торговли с Украиной в 4,5-5 млрд долларов в год. Возможные потери для России в финансово-кредитной и имущественной сферах двусторонних отношений с Украиной оцениваются в 45-50 млрд долларов. Эти потери возможны при отказе украинской стороны от уплаты задолженности перед Россией, наложении ограничений на использование депозитов российских юридических и физических лиц на Украине и изъятии российской собственности на Украине.

Сама Украина может потерять около 100 млрд долларов в течение 2015-2018 годов. Эксперты КГИ также видят риски снижения денежных поступлений на Украину по каналам трудовой миграции /потери в 7-8 млрд долларов в год/, риск полного отказа России от трубопроводного транзита через Украину /3,9-4,2 млрд долларов в год/, риск сохранения повышенных цен на российский газ /2,2-3,7 млрд долларов в год/, риск неполучения российских инвестиций /в объеме около 2 млрд долларов в год/, риск резкого сокращения поездок и расходов граждан России на Украине /потери в 1,5-1,6 млрд долларов в год/, а также риск отказа российских компаний от существенной части взаимных перевозок с участием украинских операторов /примерные годовые потери в 0,4 млрд долларов/.

Обсудить
Рекомендуем