Новак разъяснил суть налоговой системы на основе НФР

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 5 сен - ПРАЙМ. Налоговая система на основе налога на финансовый результат (НФР) позволит увеличить объем экономических (рентабельных) извлекаемых запасов, которые сейчас оцениваются в 12 млрд тонн, сообщил министр энергетики РФ Александр Новак, комментируя предложения министерства по внедрению в нефтяной отрасли налогообложения на основе финансового результата, которые 28 августа были направлены в правительство РФ.

По словам главы Минэнерго, при действующей системе налогообложения эффективному освоению новых месторождений препятствуют значительные затраты на геологоразведку, создание транспортной инфраструктуры, обустройство и бурение. При этом от начала полномасштабных инвестиций до выхода добычи на проектную мощность проходит порядка 4-7 лет, а с учетом ГРР - до 10 лет.

Льготы по НДПИ для отдельных регионов и трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ), а также льготы по экспортной пошлине могут изменить ситуацию лишь отчасти. Основной проблемой для действующих месторождений является нерентабельность значительного числа новых скважин на участках залежей со сложными горно-геологическими характеристиками. "В общей сложности экономически извлекаемыми на данный момент являются 12 млрд тонн нефти, в то время как налоговая система на основе НФР позволит увеличить этот показатель", - подчеркнул министр.

Новак, разъясняя суть предложений, сообщил, что "действующая система не стимулирует компании к увеличению коэффициента извлечения нефти и комплексному подходу к разработке месторождений. По сути, снимаются только "сливки". Предлагаемый нами механизм будет мотивировать недропользователей на повышение нефтеотдачи, поскольку обеспечит рентабельность разработки как традиционных, так и более затратных трудноизвлекаемых запасов. Он также позволит учитывать при налогообложении не только мировую цену на нефть и обменный курс, но и индивидуальные расходы на добычу и транспортировку".

Кроме того, добавляет министр, "в рамках пилотных проектов мы предлагаем использовать единую ставку в размере 60% с возможностью ежегодного аплифта (дополнительного вычета из налоговой базы) в размере 10% от суммы капитальных вложений в течение 4 лет с момента понесения этих затрат. На всех пилотных проектах предлагается установить нулевую ставку НДПИ при стандартной ставке экспортной пошлины в размере 30% с 2017 года в рамках "налогового маневра".

"В соответствии с нашими предложениями, пилотными проектами могут быть утверждены как новые, так и действующие месторождения и их группы. Результаты тестирования на "пилотах" в перспективе могут быть распространены на всю отрасль, при условии небольшой ставки налога на прибыль. Мы рассматриваем и комбинированный вариант, предусматривающий предоставление недропользователю права сменить систему налогообложения с обычной на НФР или наоборот через 5 лет применения системы НФР", - пояснил министр.

"Для нас крайне важно не допустить выпадения доходов из бюджета. Предлагаемые нами сценарии учитывают это условие. Для выработки наиболее оптимального варианта мы активно взаимодействуем с компаниями и экспертным сообществом", - резюмировал Новак.

При определении оптимального для отрасли и бюджета вида налога будет учитываться возможность его применения к отдельным месторождениям или к юридическим лицам, объект налогообложения и сложность администрирования. Так, налог на финансовый результат на стадии пилотов будет применяться к месторождениям и их группам, однако при полномасштабном внедрении им будут облагаться юридические лица.

Налог на добавленный доход предполагает применение только в рамках отдельных месторождений. При этом объектом налогообложения при использовании НФР является операционная прибыль от добычи нефти с аплифтом по капзатратам, а в случае с налогом на добавленный доход (НДД) налогом будет облагаться денежный поток от добычи нефти. НФР проще администрировать, при этом он, в отличие от НДД, может быть распространен на всю отрасль.

Что касается выбора ставки, то ее фиксированный вариант на все время разработки применяется в большинстве стран и может быть реализован как в рамках НДД, так и НФР. Это позволит стимулировать добычу как на новых, так и на старых месторождениях.

НДД может предусматривать прогрессивную ставку в зависимости от рентабельности проекта. Однако такой механизм предназначен преимущественно для новых месторождений, поскольку для действующих не учитываются понесенные ранее капитальные вложения.

Облагаемая налогом прибыль от реализации добытой нефти, полученная налогоплательщиком, вычисляется с учетом доходов от реализации нефти и попутно залегающих полезных ископаемых, и доходов, полученных в натуральной форме при передаче нефти на переработку. В формуле учитываются расходы, связанные с производством и реализацией нефти и попутно залегающих полезных ископаемых, суммы налогов и сборов, амортизация, аплифт и понесенные в прошлых налоговых периодах убытки.

Предложения министерства энергетики по внедрению в нефтяной отрасли налогообложения на основе финансового результата 28 августа были направлены в правительство. Ранее эти предложениями были направлены в Минфин, а также в другие заинтересованные ведомства и компании.

Обсудить
Рекомендуем