Экономика

ЕЦБ: угадай политику

Читать на сайте 1prime.ru

ЕЦБ вчера в комментарии к своему последнему решению по монетарной политике никаких новых мер не представил, раскрыв лишь некоторые детали планируемой программы покупки обеспеченных облигаций и ценных бумаг, обеспеченных активами. Вместе с тем глава ЕЦБ Марио Драги не назвал точных сумм, которые на эти цели предполагается направить, и не подтвердил предыдущие сообщения о том, что баланс ЕЦБ будет увеличен на 1 трлн евро.

В преддверии заседания ЕЦБ Йенс Вайдман, председатель Бундесбанка, сказал, что планы европейского центробанка он не одобряет - особенно с учетом того, что ЕЦБ, как оказывается, будет покупать, в том числе, долговые бумаги субинвестиционной категории. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле сделал аналогичные заявления, признав при этом, что неприятие страной предлагаемых мер монетарного и фискального стимулирования едва ли убережет экономику еврозоны от стагнации, сокращения кредитования и дефляции. Марио Драги изо всех сил старался, помимо прочего, избежать впечатления, что ЕЦБ определил для себя целевой обменный курс, однако сейчас уже очевидно, что ослабление евро не будет в итоге способствовать восстановлению экономического роста или развороту в инфляционных ожиданиях, если свои валюты пожелают ослабить и все другие экономики. В текущей ситуации к укреплению национальной валюты готовы только США.

Таким образом, ЕЦБ рискует потерять доверие рынков, так как инвесторы сомневаются в потенциальной эффективности предлагаемых регулятором мер количественного смягчения. Если ЕЦБ свой баланс увеличивать не будет, то евро, напротив, может укрепиться. В ситуации околонулевых процентных ставок, напомним, динамика обменного курса, которая, как правило, обусловлена ожиданиями по части разницы в ставках, начинает определяться изменениями в балансах центральных банков. Другими словами, чем больше ликвидности направляется на рынок, тем слабее валюта, и наоборот. Это очень упрощенная схема, но она описывает то, что произошло с курсами основных мировых валют, таких как доллар США и японская иена, по мере реализации Федрезервом программы количественного смягчения.

Теперь существует опасность, что действия ЕЦБ приведут к возникновению такой же проблемы, как в Японии, где неспособность регулятора значительно и быстро нарастить баланс в ходе «облегченной» (вместо полномасштабной) версии программы количественного смягчения фактически укрепляет национальную валюту. Если это произойдет, то и без того слабые перспективы экономики еврозоны могут заметно ухудшиться.

В арсенале ЕЦБ остается совсем немного инструментов монетарной политики. Если спрос на кредиты не увеличится, а дефляционный тренд сохранится, стимулировать экономику будет нечем. Вопрос об эффективности количественного смягчения остается открытым. В частности, продолжаются споры относительно того, какое влияние на экономику оказали более поздние версии политики ФРС, а возобновившееся ухудшение ситуации в Японии ставит под сомнение и правильность экономического курса правительства премьер-министра Синдзо Абэ. Велика вероятность, что в 2015 год еврозона войдет без особых улучшений как в плане экономических перспектив, так и с точки зрения спроса на кредитование. Мы не раз отмечали важность фискальной политики. Однако «бюджетный фундаментализм» Германии, стремящейся во что бы то ни стало иметь сбалансированный бюджет, означает отсутствие фискальной рефляции, что фактически сводит эффективность усилий ЕЦБ на нет.

В преддверии ежегодной конференции МВФ и Всемирного банка (10-12 октября) директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард заявила вчера, что главная задача состоит в том, чтобы помочь глобальной экономике «включить более высокую передачу» и преодолеть «хрупкость и неоднородность» восстановления. По мнению Лагард, чтобы придать мировой экономике «новый импульс» необходимо действовать смелее. По оценкам МВФ, который на следующей неделе должен представить свои обновленные экономические прогнозы, наиболее выраженным восстановление экономики будет в США, а наиболее слабым - в еврозоне. Развивающиеся экономики, скорее всего, будут расти медленнее. Уже сейчас ситуация во многих из них близка к рецессии. В Китае, помимо риска «жесткой посадки», который может стать вполне реальным в случае обвала на рынке недвижимости, появилась новая угроза (которой МВФ не уделил особого внимания), а именно протесты в Гонконге, которые могут иметь далеко идущие последствия для движения банковского капитала, торговых и инвестиционных потоков во всем мире. В развивающихся странах с низким уровнем доходов, таких как африканские страны к югу от Сахары, перспективы экономического роста улучшаются, однако поскольку уровень долга в некоторых из них также растет, правительствам этих стран необходимо осознавать и потенциальную опасность бюджетных проблем.

Согласно недавно опубликованному исследованию аналитического центра Brookings, серьезные экономические последствия может иметь и распространение лихорадки Эбола. Лагард также выразила обеспокоенность по поводу возможных перегревов на финансовых рынках, особенно в экономически развитых странах. Стоимость активов в настоящее время находится на исторических максимумах, а спреды и волатильность - на исторических минимумах. На наш взгляд, ценовые движения, которые в последнее время наблюдались на основных мировых рынках акций, говорят о том, что многие инвесторы осознают данные риски. Судя по поведению американских фондовых индексов, их разворот в сторону снижения может быть не за горами (хотя на кредитных рынках пока все выглядит спокойно). Однако инвесторы верят, что в случае обвала ФРС и другие крупнейшие центробанки обязательно придут им на помощь. Проблема заключается в том, что ФРС своими собственными руками создала систему, в которой за каждым бумом на финансовых рынках неизбежно следует обвал, оказывающий крайне негативное влияние на реальную экономику. Кроме того, как отмечает Банк международных расчетов (БМР), с момента финансового кризиса 2007 г. повысился уровень долга в отношении к ВВП - как государственного, так и частного.

Лагард призывает к «более сбалансированному» подходу, который предполагает, что монетарная политика будет подкрепляться бюджетной политикой, ориентированной на рост и создание рабочих мест, а также структурными реформами, направленными на повышение производительности. Кроме того, МВФ подчеркивает важную роль государственных инфраструктурных инвестиций. Однако такой подход сопряжен с определенными рисками, включая риск избыточных инвестиций и/или непродуманных инвестиционных решений, принимаемых правительством - в том числе, зачастую, в интересах избирательной кампании. Классическими примерами в этом смысле являются Китай и Япония, а также отдельные страны еврозоны - те случаи, когда деньги Евросоюза направлялись на финансирование инфраструктурных проектов в «периферийных» экономиках для того, чтобы разрекламировать преимущества нахождения в составе валютного союза. Существует, правда, опасность, что призыв МВФ к более сбалансированной политике не будет услышан теми, кому он адресован. Речь, в частности, о Германии, а также Китае, власти которого не готовы к активным шагам в области бюджетной политики.

К концу этой недели основное внимание участников финансовых рынков переключилось на предстоящую публикацию данных о состоянии американского рынка труда. Согласно последним оценкам, в сентябре число рабочих мест в несельскохозяйственных отраслях США должно было увеличиться примерно на 250 тыс. Как ожидается, уровень безработицы составит 6.1%, но с тенденцией к снижению до 5.0-5.5%, что представляет собой долгосрочный целевой ориентир ФРС. В конце октября на заседании Комитета по операциям на открытом рынке ФРС должна объявить об окончательном завершении программы количественного смягчения, в связи с чем уже сейчас рынок в первую очередь интересует срок первого повышения ставки по федеральным фондам. По мнению главы ФРБ Сент-Луиса Джеймса Булларда, с которым можно ознакомиться в этой презентации, время для повышения ставок уже наступило. Последние индикаторы экономики США свидетельствуют о ее подъеме, позволяя ожидать, что до конца года рост ВВП останется на уровне 3%. С точки зрения ФРС, недавнее снижение цен на нефть будет способствовать сдерживанию инфляции, хотя доля категорий, связанных с ценами на энергоносители, в индексе ИПЦ составляет лишь около 5%. Снижение цен на нефть и бензин укрепит уверенность потребителей и подстегнет расходы на товары не первой необходимости, поскольку на этом фоне повышаются реальные располагаемые доходы населения. Увеличение спроса может оказать повышательное давление на инфляцию, тем самым поставив под сомнение способность ФРС удержать инфляцию на целевом уровне в 2%.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем