ФАС предлагает распространить действие антимонопольного законодательства на know-how и бренды

Читать на сайте 1prime.ru

/обновлено в 20:25 мск, добавлены высказывания представителя ФАС по тексту/

МОСКВА, 5 ноября. /ПРАЙМ/. Федеральная антимонопольная служба /ФАС/ России предлагает распространить действие антимонопольного законодательства на интеллектуальную собственность - know-how и бренды, следует из имеющихся в распоряжении ТАСС предложений ведомства о внесении поправок в закон о защите конкуренции.

ФАС выступает за расширение понятия "недобросовестная конкуренция", предлагая считать недобросовестной конкуренцией действия, связанные с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности.

В частности, речь идет о продаже товара, если при этом незаконно использовались секреты производства /know-how/, принадлежащие конкуренту.

Кроме того, ФАС предлагает регулировать использование товарных знаков. В частности, ведомство предлагается запретить использование брендов, если они способны вызвать смешение с компанией-конкурентом и его товарами/.

В ситуации, когда производится товар с одинаковым торговым знаком, например, две шоколадки "Аленка", возможна путаница, что может повлечь перераспределение потребительского спроса, объяснил ТАСС замначальника правового управления ФАС Денис Гаврилов.

Кроме того, предлагается запретить приобретение исключительного права на бренд, которое может привести к ослаблению коммерческой ценности брендов конкурентов, осуществляющих деятельность на другом товарном рынке.

Примером такой ситуации Гаврилов назвал случай с товарным знаком Vacheron Constantin - маркой швейцарских часов. "Появилась компания, зарегистрировавшая товарный знак Vacheron Constantin на класс одежды, открыла магазин. То есть товарный знак применительно к часам имеет достаточно узнаваемое значение, и вот компания, которая выходит на рынок, думает, как обратить внимание потребителя и при этом сэкономить на раскрутке. Решение - назвать себя известным именем и повысить вероятность, что потребители обратят внимание. Суд признал, что действия компании - производителя одежды являются недобросовестной конкуренцией", - сказал он.

Также ФАС предлагает запретить использовать исключительное право на бренд для создания препятствий конкурентам. Например, если компания раньше своего конкурента- обладателя исключительного права использовала торговую марку, тождественную или сходную до степени смешения с конкурирующим брендом.

"Отечественное законодательство не обязывает предпринимателя регистрировать товарный знак в патентном ведомстве. Это его право, которым он может воспользоваться, а может и не воспользоваться. Такие случаи привели к негативной ситуации, когда конкуренты имеют злой умысел, и, воспользовавшись оплошностью предпринимателя, получают свидетельство на товарный знак на себя. Потом они приходят к добросовестному участнику рынка и говорят: "Либо ты не производишь такой товар, либо платишь лицензионные платежи". И мы /ФАС/ такие действия неоднократно признавали недобросовестной конкуренцией, и наши решения были многократно положительно оценены в судах", - отметил Гаврилов.

Представитель ФАС подчеркнул, что данные инициативы ФАС появились из практики правоприменения, и ведомство просто детализировало этот запрет.

За продажу товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности ФАС предлагает штрафовать должностных лиц на 50 тыс. рублей или дисквалифицировать на срок до трех лет. Штраф для юрлиц может составить от 0,01 до 0,15 размера выручки от реализации товара, но не менее 500 тыс. рублей.

В пресс-службе ФАС уточнили, что инициатива ведомства о внесении поправок в 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части статьи 14 может быть рассмотрена в рамках второго чтения четвертого антимонопольного пакета либо как отдельный законопроект.

В ходе подготовки четвертого антимонопольного пакета ФАС предлагала исключить положение об "иммунитете" от антимонопольного преследования для обладателей прав на интеллектуальную собственность. При этом бизнес опасался, что из-за этой нормы любой обладатель патента может стать объектом антимонопольного разбирательства. В результате обсуждения соответствующие нормы из документа изначально были убраны.

Обсудить
Рекомендуем