МОСКВА, 4 декабря. /ПРАЙМ/. Законопроект, направленный на сокращение видов договоров, которые ритейлеры вправе заключать с поставщиками, и введение оборотных штрафов для ритейла, может быть внесен на следующей неделе в Госдуму. Об этом ТАСС сообщил заместитель председателя думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский.
Проектом закона, в частности, предлагается исключить возможность навязывания ритейлерами дискриминационных услуг при заключении договоров с поставщиками. В настоящее время де-юре существует запрет на принуждение к предоставлению различных ретробонусов и прочих маркетинговых услуг, но де-факто это все обходится.
"Потому что есть масса механизмов, по которым торговые сети заключают различные виды договоров, не подпадая при этом под запретительные механизмы действующего закона. Это может быть все что угодно, например, от дней рождения сети до социального опроса на лояльность тому или иному товару", - пояснил Звагельский.
В результате, по его словам, закон в этой части вообще не работает, и сколько не прописывай запретительных механизмов по тем или иным видам договоров, все равно будут изобретаться все новые и новые пути их обхода.
"Поэтому мы считаем, что сегодня для любого торгового бизнеса должен существовать один вид договоров - договор поставки, - заявил зампред думского комитета. - Все остальные договоры, если они будут рассматриваться Федеральной антимонопольной службой /ФАС/ как принуждение к заключению договора, то это будет основанием для того, чтобы ФАС сочла это нарушением, которое подпадает под те виды наказаний, которые мы вводим для ритейла. Это, в первую очередь, штрафы с оборота".
По мнению Звагельского, "штрафы сегодня мизерные", поэтому необходимо ввести иную градацию, перейдя от фиксированных размеров штрафов в рублях к процентам с оборота. "Это существенные штрафы, которые будут значимыми для любой торговой сети, даже очень крупной", - заверил парламентарий. А такая мера наказания как приостановление разрешения на осуществление торговой деятельности, по его словам, "будет работать только по определенному перечню случаев". "Ее нельзя применять к мелким нарушениям, потому что это серьезный вопрос, связанный с приостановлением бизнес-деятельности, - пояснил депутат.
Он считает необходимым прописать вопросы, связанные с аффилированостью торговых сетей с организациями, оказывающими различные, например, маркетинговые услуги.
"Сегодня отличить реальный договор от навязанного очень сложно, потому что сеть же не даст договор с самой собой, она даст договор со сторонней организацией. И здесь вопрос, как мы будем это прописывать, и насколько будут сильны полномочия ФАС, потому что ей надо будет доказывать, что эта компания аффилирована с сетью", - добавил Звагельский.
Кроме того, по его словам, должен быть урегулирован вопрос, который касается "права ответственности по товару: когда оно переходит к поставщику, а когда к ритейлеру". "По этому поводу есть много недоработок, особенно в отношении отечественной сельхозпродукции", - сообщил зампред комитета по экономполитике.
По его словам, сегодня поставщик, в принципе, достаточно бесправен и вынужден подчиняться требованиям ритейла. "И если поставщик не соблюдает эти требования или товар по какой-то причине не продается, то ответственность, в том числе и финансовая, возвращается к поставщику. В этом большая проблема, особенно это касается скоропортящейся продукции, хлебобулочных изделий", - сказал депутат.
Авторами законодательной инициативы, вносящей изменения в закон о регулировании торговой деятельности, выступит группа депутатов во главе с председателем комитета по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой. Поправки, касающиеся перехода к взиманию оборотных штрафов с ритейлеров, в 2010 году уже вносилась в Госдуму группой парламентариев, среди которых была и Яровая, однако были отозваны из-за отрицательной позиции правительства РФ.