МОСКВА, 17 дек - ПРАЙМ. Госдума приняла в первом чтении законопроект, позволяющий размещать до 10% средств Фонда национального благосостояния в субординированные депозиты и субординированные облигации российских банков.
Проект закона, внесенный правительством РФ, создает правовые основания для докапитализации системообразующих российских банков в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов за счет средств ФНБ. Размещение средств ФНБ на субординированные депозиты и в субординированные облигации таких банков позволит учитывать их в составе собственных средств (капитала) кредитных организаций.
"Инвестирование средств ФНБ в субординированные долговые инструменты подразумевает, что кредиторы соглашаются с тем, что инструмент, в который изначально было произведено вложение, может быть изменен на другой инструмент того же самого банка", - сообщил на пленарном заседании заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев. Поскольку Бюджетный кодекс сейчас такого рода операции не допускает, в него вносятся соответствующие изменения. Аналогичный подход уже был реализован при создании правовых оснований для увеличения в текущем году капитала Внешэкономбанка за счет средств ФНБ, размещаемых в нем на субординированных депозитах, напомнил замглавы Минфина.
Кредитные организации, в которых средства ФНБ могут быть размещены на субординированные депозиты (в субординированные облигации), должны обладать капиталом в объеме не менее 100 млрд рублей. Такие операции будут осуществляться на основании отдельных решений правительства, определяющих, в том числе, параметры депозитов и облигаций. При этом доля таких депозитов и облигаций не должна превышать 10% объема ФНБ, что по состоянию на 1 декабря 2014 года эквивалентно 394 млрд рублей.
Законопроект также допускает потенциальную возможность размещения средств ФНБ на обычных депозитах в кредитных организациях в целях финансирования инфраструктурных проектов, перечень которых утвердит правительство РФ.
Председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил необходимость обеспечения постоянного контроля, чтобы направляемые из ФНБ средства не могли "вертеться" в течение нескольких дней или "выбрасываться на рынок, как это часто происходит". По его словам, Госдума должна в ежемесячном режиме получать информацию об объемах средств ФНБ, которые направляются в банки. Причем в ней должно быть указано, в какой конкретно банк, какие средства направляются, условия их размещения, а также о том, какие средства, какой банк, в какие проекты и на каких условиях разместил. "Таким образом, процедура становится абсолютно публичной, и мы с вами видим нарушены здесь какие-то вопросы или нет", - сказал Макаров. Кроме того, по его словам, бюджетный комитет ко второму чтению будет предлагать дать поручение Счетной палате РФ о постоянном мониторинге этих средств, чтобы "ввести их, что называется, под ежедневный контроль".
Законопроект направлен на реализацию послания президента Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 года в части создания механизма докапитализации системообразующих российских банков и обеспечения финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов государственного значения за счет обязательного направления кредитными организациями средств, полученных из ФНБ, на эти цели.
На рассмотрение Госдумы во втором и третьем чтении проект закона планируется вынести 23 декабря.