МОСКВА, 24 дек - ПРАЙМ. Российские нефтяные компании рассматривают возможность повышения розничной стоимости бензина с 1 января 2015 года, рассказали два источника ТАСС в нефтяных компаниях.
"Ориентир - примерно на рубль", - уточнил один из них. "Это способ отыграть влияние "налогового маневра", - подтвердил другой источник.
2015-й - год "налогового маневра": поэтапно за три года должны снизиться вывозные таможенные пошлины на нефть (в 1,7 раза) и нефтепродукты (в 1,7-5 раз) в зависимости от их вида и повыситься ставки НДПИ на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раза). Соответственно, ожидается рост внутренних цен на нефтепродукты. По оценке Минэнерго, бензин в течение года подорожает примерно на 10%.
Кроме того, поднимается акциз на бензин и дизельное топливо пятого экологического класса ("Евро-5").
Маневр на повышение
"Налоговый маневр" отразится на ценах, уверен глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. "Но когда это произойдет - с 1 января, с 10 января или с 1 февраля - сложно сказать", - заметил он, подчеркнув, что считает рост розничных цен неизбежным. "Также сложно сказать, будет ли рост плавным, в течение года, или скачкообразным. Скорее всего, эти 10% роста будут распределены в течение года", - добавляет Аркуша.
Директор по развитию бизнеса независимого агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов напротив сомневается, что текущая конъюнктура рынка создает поводы для существенного удорожания бензина на заправках в ближайшие недели. "Даже с учетом удорожания оборотных средств из-за роста ставок по кредитам, себестоимость бензина у розницы увеличится максимум на 1 тыс рублей за тонну. А снижение цен на бензин в Европе ограничивает возможный отток бензина на экспорт", - отмечает эксперт.
Бензин в России за неделю подешевел в среднем на 22 копейки >>
Замглавы агентства "Алгоритм. Топливный интегратор" Виктор Костюков считает, что потенциал роста оптовых цен, исходя из экспортной альтернативы, есть только у дизельного топлива. Розничные цены, по его мнению, - это "чистая политика".
Биржевая цена дизеля в России - около 30 тыс рублей, а экспортная альтернатива с учетом "налогового маневра" - 34,4 тыс рублей за тонну. Таким образом, потенциал роста цен составляет порядка четырех рублей, подсчитал Костюков. По бензину Аи-95 экспортная альтернатива составляет до 30 тыс рублей и ближе к 29 тыс рублям за тонну. А на Ярославском НПЗ Аи 95 отпускается по 33 тыс рублей за тонн. "Внутренний рынок уже премиальный и роста не должно быть, если сами участники рынка не будут его подогревать", - резюмировал эксперт.
"Необходимо учесть факторы, которые влияют на рост цены"
В "ЛУКОЙЛе"
"Необходимо учесть факторы, которые влияют на рост цены, такие как, например, рост железнодорожных тарифов и изменение налогового режима для нефтяной отрасли", - сказал ТАСС представитель "Роснефти"
Источник ТАСС в компании отметил, что цены на бензин в крупнооптовом сегменте реализации на Санкт-Петербургской бирже последние несколько недель снижались.
"Тенденция подтверждена масштабным снижением цен на нефтебазах "Роснефти" в России, таким образом, учитывая и сезонный фактор (зима является традиционным периодом "слабого" потребления бензинов) рост цен 1 января, тем более столь драматичный, на АЗС "Роснефти" является крайне маловероятным", - сказал источник.
В "Башнефти"
В "Газпром