Экономика

Снижение ставки ЦБ - приятный сюрприз бизнесу и загадка экспертам

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 30 янв - ПРАЙМ. Банк России в пятницу дал рынку не только долгожданное ослабление монетарной политики, но и пищу для ума. Опрошенные РИА Новости аналитики разошлись во мнениях по поводу причин снижения ключевой ставки: одни объясняют решение приходом нового куратора денежно-кредитной политики, не исключая и политического давления на ЦБ; другие, напротив, считают, что регулятор просто поменял логику принятия решений.

Совет директоров Банка России на плановом заседании 30 января принял неожиданное решение снизить ключевую ставку до 15% годовых с 17%. Эксперты считали, что регулятор сохранит ставку на прежнем уровне, поскольку условия для ее снижения пока не сформировались: инфляция в РФ остается высокой, а рубль - слабым. На этом фоне после обнародования решения ЦБ аналитики дружно усомнились в правильности выбранного момента.

Рубль отреагировал на решение ЦБ негативно - курс доллара в первые минуты после публикации пресс-релиза превысил психологически важную отметку в 70 рублей, а евро впервые с декабря 2014 года превысил 80 рублей. К 19.30 мск доллар торговался на уровне 70,47 рубля, евро - 79,50 рубля.

Реакция сторон

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина объяснила принятое решение стремлением сбалансировать цели обуздания инфляции и восстановления экономического роста. "Ключевая ставка в 15% годовых по-прежнему достаточно высока и способствует достижению целей по инфляции в среднесрочной перспективе, но не допускает чрезмерного охлаждения экономики", - заявила она.

Набиуллина назвала декабрьское повышение ставки до 17% экстренной мерой. По ее оценке, это непопулярное решение позволило сбить панику на валютном рынке и умерить девальвационные и инфляционные ожидания.

Председатель Банка России уверена, что снижение ключевой ставки поможет выполнить задачи антикризисного плана правительства, запустив процесс кредитования реального сектора экономики.

Вскоре после снижения ставки действия регулятора прокомментировал министр финансов Антон Силуанов. По его словам, это "абсолютно правильное и взвешенное решение". "Решение Банка России говорит о том, что ставки будут снижаться. У Центрального банка есть основания говорить о том, что ситуация на валютном рынке - и мы видим все это - под контролем", - заметил министр. Силуанов считает, что курс рубля нашел свое равновесное положение.

С 13 января по 23 января доллар колебался в районе 65 рублей, а на фоне понижения суверенного рейтинга РФ агентством S&P и новостей о возможности новых западных санкций против России вышел на уровень 67-69 рублей. Дальнейший рост произошел уже на решении ЦБ по ставкам.

Зампред комитета Госдумы по финансовому рынку, глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков поддержал "понижательный" шаг ЦБ. Он отметил, что это решение является важным сигналом рынку. "Это означает, прежде всего, что ситуация на валютном рынке нормализована, и есть возможность влиять на нее с помощью других инструментов", - высказал свое мнение депутат.

Бизнес ожидаемо приветствовал решение. "Это очень важный и правильный сигнал для бизнеса ... С точки зрения реального воздействия двухпроцентного снижения будет явно недостаточно, но как направление движения - это то, что было сейчас очень важно, и то, что заставляет сейчас надеяться на положительную динамику этого убивающего бизнес параметра", - сказал РИА Новости президент общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Алексей Репик.

Угроза для рубля

Эксперты радикально разошлись в оценках сегодняшних действий ЦБ, усомнившись, в первую очередь, в правильности выбранного момента для смягчения денежно-кредитной политики.

Председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин, ранее занимавший руководящие посты в Минфине и ЦБ, допускал возможность снижения ставки, но признал сложившуюся ситуацию в экономике крайне непредсказуемой, что ухудшает точность прогнозирования.

"В принципе, я допускал, что такое может быть. На самом деле, уровень инфляции, который грозит нам в ближайшее время, как раз на этой отметке, но, с другой стороны, если с сегодняшних позиций судить, я понимаю, что ситуация очень непредсказуемая даже на год вперед", - сказал Вьюгин.

По его ожиданиям, по итогам текущего года годовая инфляция не должна превысить 15%, поскольку эффект девальвации перестанет оказывать влияние на цены во втором полугодии.

"Я считаю, время не совсем адекватно выбрано. У нас очень много внешних рисков, связанных с решениями рейтинговых агентств, геополитическим фоном и условно стабилизировавшейся нефтью. В этом отношении понижение ключевой ставки может подстегнуть инфляцию через передачу слабого рубля", - отметил аналитик Росбанка Евгений Кошелев.

Он также обратил внимание на риторику регулятора в пресс-релизе, который обошелся без четких сигналов рынку и точных прогнозов. "Сперва они прогнозировали инфляцию на уровне 8%, теперь – "ниже 10%", но это может быть и 9,5%, и 8%. Здесь трактовать можно совершенно по-разному. Избыточно мягкий комментарий в плане словесных интервенций. И это угроза для рубля", - подчеркнул эксперт.

Смена курса или смена логики?

Главный экономист "Уралсиб Кэпитал" Алексей Девятов посетовал, что неожиданное решение регулятора идет вразрез с объявленными ранее целями по денежно-кредитной политике. "Оно явно не способствует снижению инфляции и явно не направлено на какое-то ограничение падения курса рубля", - пояснил свое мнение эксперт.

Девятов предположил, что снижение ключевой ставки - следствие смены человека, ответственного за денежно-кредитную политику в Центробанке. С 21 января первым заместителем председателя ЦБ, отвечающим за ДКП, назначен Дмитрий Тулин. Первый зампред Ксения Юдаева, ранее курировавшая вопросы ДКП, сохранила свою должность, однако стала заниматься вопросами прогнозирования, стратегии и финансовой стабильности.

Глава Центробанка говорила, что изменения в руководстве не повлияют на ориентиры по ДКП, однако Девятов относится к этому заявлению скептически. "Снижение ставки показало, что декларация о преемственности, все, что они говорили до этого, - это слова, а делают они другие вещи. Теперь об их целях нужно судить не по словам, не по тому, что они заявляют, а по тому, что они делают", - считает экономист.

Аналитик "Открытия Капитал" Дарья Исакова менее категорична: регулятор не изменил свой курс - он просто поменял логику принятия решений. "Понижение, на наш взгляд, это шаг, который говорит, что поменялась логика. Если раньше решения принимались на основе исторической инфляции, и даже логика про инфляционные ожидания по сути означает реализованную инфляцию, теперь логика ЦБ направлена на упреждение событий", - объясняет она свою позицию.

Другая причина изменения логики кроется в признании циклической компоненты в экономике. Так, еще осенью Набиуллина была уверена, что замедление роста экономики в значительной степени обусловлено структурными проблемами, которые нельзя решать монетарными способами: демографические проблемы, отставание в уровне применяемых технологий, недостаточно развитая инфраструктура.

"Сейчас ЦБ говорит о том, что сохраняется жесткая бюджетная политика и сокращается спрос, и все это ослабляет инфляционное давление в экономике. Поэтому монетарная политика может начать ослабляться, чтобы поддержать рост и снизить расширяющийся разрыв выпуска", - отмечает Исакова.

Политическая подоплека

Не исключают эксперты и того, что действия регулятора отчасти были политически мотивированы - снижение ставки явилось компромиссом между ЦБ, бизнесом, банковским сообществом и правительством. С середины декабря, когда Центробанк резко поднял ключевую ставку, представители власти и деловых кругов начали призывать Банк России ее снизить, считая такой уровень ставки неподъемным для экономики.

"Я из этой логики исходил, думал, что они такой шаг могут сделать, учитывая, что политическое давление очень сильное на ЦБ в том, чтобы он ставку снижал. Поэтому они такой паллиатив (полумеру - ред.) выбрали, потому что реально независимый сильный ЦБ в такой экономической обстановке ставку не спешил бы понижать, он бы еще выждал некоторое время. Буквально месяц-два", - рассуждает Вьюгин.

"Никаких оснований для понижения ставки сейчас не было, фактически это сейчас политически мотивированное решение, которое направлено, возможно, на поддержку экономики, но явно не на те цели, которые декларировал ЦБ при осуществлении ДКП", - солидарен Девятов из "Уралсиб Кэпитал".

Аналитик Росбанка Кошелев также не исключает, что ЦБ услышал призывы российского бизнеса. "Вполне возможно, что ожидаемая экономическая рецессия и проблемы финансирования некоторых компаний – а возможно, и всех компаний – это спровоцировали", - полагает он.

В то же время аналитик "Открытия Капитал" не согласна с этой точкой зрения. "На мой взгляд, это не политическое давление, а экономический фактор - один и тот же фактор важен и с точки зрения политических рисков, и с точки зрения ЦБ, потому что регулятор должен компенсировать именно разрывы выпуска", - говорит Исакова.

Обсудить
Рекомендуем