МОСКВА, 2 мар - ПРАЙМ. Внешние долги российских банков на конец 2015 года могут сократиться на 30%, или на 40 миллиардов долларов из-за ограничений заимствований на иностранных финансовых рынках и это негативно отразится на портфелях кредитных организаций, считает ведущий аналитик международного рейтингового агентства Standard & Poor's (S&P) Сергей Вороненко.
По данным ЦБ РФ, совокупный долг российских банков (включая прямые иностранные инвестиции) на 1 января 2015 года составлял 171 миллиард долларов, это примерно на 34%, или на 43 миллиарда меньше, чем на начало 2014 года.
"Скорее всего, в течение 2015 года мы тоже (как в 2014 году – ред.) будем наблюдать сокращение долговых обязательств банков, так как внешние рынки капитала находятся в очень ограниченном доступе для российских банков, причем не только для тех, кто находится под санкциями. Вероятнее всего, на конец 2015 года мы сможем увидеть совокупный внешний долг банков на уровне около 130 миллиардов долларов", - сказал Вороненко РИА Новости в понедельник.
В 2013 году, до финансового кризиса в России, банки, наоборот, нарастили свою долговую нагрузку перед внешними контрагентами примерно на 14 миллиардов долларов по сравнению с предыдущим годом, напоминает он.
S&P в конце прошлой недели опубликовало обзор по банковскому сектору России "Государственная поддержка имеет ключевое значение для сохранения стабильности российского банковского сектора".
В 2015 году, по данным ЦБ, российские банки должны погасить около 42 миллиардов долларов основного долга и начисленных по нему процентов, в первом полугодии 2016 года еще 13 миллиардов долларов. На долю крупнейших 15 российских банков приходится 17,5 миллиарда долларов из этой суммы, или почти половина долга.
Так, Сбербанк
Moody’s понизило рейтинги 5 банков, ВЭБа и АИЖК вслед за рейтингом РФ >>
"Проведенное нами исследование показывает, что погашение внешнего долга 15 крупнейшими банками РФ, которые фактически единственные имеют возможность привлекать иностранные инвестиции, составляет 17,5 миллиарда долларов на 2015 год, и 7,3 миллиарда долларов на 2016 год. При этом на долю 15 крупнейших банков приходится 93 миллиарда долларов из 171 миллиарда долларов совокупного внешнего долга российских банков", - отмечает Вороненко.
Интересно, что "сумма долговой нагрузки банков, которая приводится ЦБ РФ, примерно на 30-40% состоит из не совсем долговой нагрузки: в частности это торговое финансирование, прямые иностранные инвестиции, депозиты российских структур, размещенные в банках через офшоры, материнское финансирование иностранных дочерних банков в России", - подчеркивает эксперт.
Отток средств из банковской системы продолжается
Ситуация, сопровождающаяся ограниченным доступом российских банков к международному финансированию, уже наблюдалась в 2008-2009 годы, но в 2015 году российские банки столкнулись с более сложной проблемой, когда из-за санкций и падения интереса инвесторов кризис может затянуться, констатирует S&P.
Из-за финансового кризиса внешняя долговая нагрузка банков РФ сократилась в 2008-2009 годах почти на 70 миллиардов долларов, а за период с октября 2008 года по июнь 2010 года - до 122 миллиардов долларов. Затем, как только рынки начали восстанавливаться, она вновь стала увеличиваться примерно в среднем на 20-25 миллиардов долларов в год, отмечает Вороненко.
"Несмотря на то, что потребности российских банков в рефинансировании валютного долга оцениваются как контролируемые, по крайней мере, в ближайшие 12 месяцев, мы по-прежнему полагаем, что нестабильность на финансовых рынках, а также риск ликвидности, процентный и валютный риски останутся источниками уязвимости для российских банков в ближайшие месяцы. Однако в случае сохранения действия санкций на протяжении длительного времени, они обусловят существенное ухудшение показателей ликвидности и фондирования российских банков", - говорится в обзоре S&P.
"Поэтому мы видим риск неисполнения данных долговых обязательств крупнейшими российскими банками как управляемый, как минимум на горизонте 2015-2016 годов",- продолжает Вороненко. Главная проблема, по его словам, состоит в том, что внутренних ресурсов для роста банковскому сектору недостаточно, особенно когда наряду с малодоступным внешним финансированием не увеличиваются еще и средства на депозитах физлиц.
"Так как рынки ограничены для привлечения, то банки будут просто выплачивать обязательства, и, соответственно, эти деньги будут уходить из финансовой системы страны. Как правило, главная сущность привлечения внешних долгосрочных источников финансирования – это их возобновляемость. В текущих условиях возобновляемость будет весьма и весьма ограниченной, то есть фактически это отток средств", - отмечает Вороненко.
"На примере 2008-2009 годов мы видим, что банки довольно быстро вернулись на рынки капитала, как только условия позволили это сделать. В ситуации 2015 года, когда доверие инвесторов к российскому банковскому сектору остается на очень низком уровне, а санкционное давление, под которым находятся крупнейшие банки сохраняется, то скорее всего, чем дольше эти факторы будут действовать, тем больше дисбалансов в профилях фондирования банков мы будем наблюдать. Основным источником замещения внешнего финансирования сейчас стали средства ЦБ и других госорганов", - заключает ведущий аналитик S&P.