МОСКВА, 23 мар - ПРАЙМ. Лидеры стран ЕС единодушно и быстро одобрили предложенную Еврокомиссией (ЕК) концепцию создания энергетического союза, которая, как отмечает "Коммерсант", стала самой жесткой энергополитической инициативой ЕС после одобрения в 2009 году Третьего энергопакета, создавшего массу проблем для России.
Создание энергосоюза стало первой темой, которую рассмотрели главы европейских стран в ходе саммита ЕС 19-20 марта. По итогам обсуждения предложенная ЕК концепция была одобрена без существенных изменений.
В частности, ЕК получит полномочия обеспечивать "полное соответствие европейскому законодательству всех соглашений, связанных с покупкой газа у внешних поставщиков, в частности, путем увеличения прозрачности таких соглашений и их соответствия положениям энергетической безопасности ЕС".
Таким образом, соответствующему аудиту будут подвергаться не только межправительственные соглашения, но и коммерческие контракты. В то же время коммерческая информация по газовым контрактам останется закрытой, хотя замглавы ЕК по созданию энергосоюза, выпускник МГИМО и бывший словацкий дипломат Марош Шефчович, и предлагал открыто публиковать данные по ценам, срокам и условиям поставки газа.
По данным Bloomberg, на сохранении коммерческой тайны по газовым контрактам особенно настаивали Германия, Нидерланды и Финляндия.
Газовый компромисс по-украински: от России нужна скидка, от ЕС деньги >>
Собеседники "Коммерсанта" в европейских газовых компаниях были удивлены тем, что лидеры ЕС согласились разрешить ЕК вмешиваться в заключение не только межправительственных, но и коммерческих контрактов. Но пока оценить практическое влияние этого решения сложно, поскольку "положения энергетической безопасности ЕС" не сформулированы.
Глава Евросовета и один из главных сторонников создания энергосоюза экс-премьер Польши Дональд Туск заверил, что ЕК "очень быстро" разработает соответствующий законопроект.
Один из собеседников "Коммерсанта" предположил, что в сфере газа одним из главных критериев энергобезопасности станет количество внешних поставщиков для конкретной страны и ЕК может модерировать контракты так, чтобы увеличивать их число, "искусственно создавая нишу для альтернативных поставок". Тогда под ударом могут оказаться контракты "Газпрома" в Восточной и Юго-Восточной Европе.
Туск отметил, что "наиболее интересной частью дискуссии" лидеров ЕС стал пункт о том, сможет ли ЕК (как она настаивает) влиять на коммерческие контракты еще на стадии переговоров (ex ante). Фактически это спор о том, будет ли у Брюсселя право блокировать заключение сделок.
Туск не стал сообщать подробности, лишь подчеркнул, что решение о контроле за газовыми соглашениями со стороны ЕК "не пустышка". Он также ушел от ответа на вопрос, будет ли ЕК настаивать на изменении уже существующих контрактов, или речь пойдет только о новых соглашениях.
Кроме того, ЕК наверняка будет настаивать на сокращении сроков контрактов и отмене различных ограничений (например, запрет реэкспорта).
По масштабам и возможным последствиям для газового рынка Европы и особенно положения на нем "Газпрома" концепция энергосоюза сопоставима только с принятием в 2009 году Третьего энергопакета.
Евросовет может облегчить заключение контрактов на поставку газа в ЕС >>
Источник "Коммерсанта" в отрасли вспоминает, что первые предложения Брюсселя по Третьему энергопакету тоже были довольно радикальными, но в процессе обсуждения и имплементации их удалось значительно смягчить. И тем не менее это регулирование, которое "Газпром" поначалу пытался игнорировать, привело к провалу проекта газопровода South Stream и всей стратегии монополии в Европе.
"Теперь ЕК хочет построить новую модель взаимоотношений с поставщиками газа, она будет менее удобна для "Газпрома", но пока не ясно насколько",— отмечает собеседник издания.
Первый опыт прямых коммерческих газовых переговоров с участием России у ЕК уже есть — это ситуация с обеспечением топливом Украины, которой в конечном итоге удалось серьезно сократить зависимость от поставок "Газпрома".