Предсказанный обвал спроса на авторынке РФ состоялся

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 8 апр - ПРАЙМ. Продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей в России в марте 2015 года сократились на 42,5%, свидетельствуют данные статистики Ассоциации европейского бизнеса. Это сильнейшее падение продаж с ноября 2009 года, когда рынок просел на 46% в годовом выражении.

"Продажи в марте были плохими, но не намного хуже, чем ожидалось. То, что мы сейчас видим в статистике, - давно предсказанный обвал потребительского спроса, вызванный ажиотажными покупками в конце прошлого года и дополненный значительным ростом цен в начале этого года. Рано или поздно ситуация стабилизируется, но это время еще не пришло", - так прокомментировал итоги марта и первого квартала 2015 года глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

На этом фоне квартальные продажи выглядят чуть менее драматично - результат в 383,7 тысячи новых легковых машин и LCV соответствует сокращению продаж на 36,3%. Этот итог несколько превышает консенсус-прогноз РИА Новости, подготовленный по опросам аналитиков. Так, согласно усредненному показателю прогноза, рынок в первом квартале 2015 года мог сократиться на 37,5% - до 376,3 тысячи машин.

На квартальный показатель в немалой степени повлияли сравнительно неплохие продажи января, когда сокращение рынка составило 24% в годовом выражении главным образом из-за того, что частично продолжалось контрактование машин "по старым ценникам", а индексация цен производителями на машины 2015 года только набирала обороты.

Негативное влияние на итоги первого квартала оказала неуверенность потребителей в завтрашнем дне из-за общего состояния экономики, вследствие чего появилась возможность продлить эксплуатацию имеющегося автомобиля как минимум на год, говорил исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов.

Повышение ключевой ставки ЦБ РФ в декабре 2014 года и, соответственно, ставок по кредитам, ужесточение политики банков в отношении заемщиков, а также нежелание населения брать кредиты привело к падению доли кредитных автомобилей, добавил он.

От рынка к его игрокам

Пятерка лидеров продаж по брендам в первом квартале выглядит следующим образом: пальму первенства удерживает продукция "АвтоВАЗа"

(68,5 тысячи машин, минус 25% к первому кварталу 2014 года), по количеству проданных единиц она более чем в полтора раза превышая показатель ближайшего преследователя - Hyundai (39,8 тысячи, минус 4%).

На третьем месте Kia (36 тысяч, минус 15%), четвертое и пятое места занимают Renault (27,4 тысячи машин, минус 41%) и Nissan (27,2 тысячи, минус 41%). При этом "АвтоВАЗу" и корейским брендам удалось нарастить рыночную долю - на 2,7, 3,5 и 2,4 процентных пункта соответственно.

Примечательно, что на фоне повального сокращения продаж, отдельные премиальные бренды демонстрируют уверенную положительную динамику. Так, продажи Lexus в РФ в январе-марте увеличились на 19% в годовом выражении - до четырех тысяч штук, продажи Mercedes выросли на 9% - до 11,3 тысячи единиц, Porsche - на 54%, до 1,1 тысячи машин. В то же время BMW и Audi сдают позиции - их продажи в первом квартале сократились на 14%, до 8,3 тысячи и 26%, до 6,1 тысячи соответственно.

На результаты существенно влияет существующий модельный ряд и те новинки, которые были запущены в конце прошлого года или в самом начале текущего, считает старший аналитик практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Сергей Литвиненко.

"С другой стороны - сильно влияет ценовая политика, насколько компании пытались минимизировать убытки или играли в долгую, сдерживая рост", - отмечает аналитик. Также может разниться ситуация со стоками - в лучшем положении находились те бренды, которые на начало 2014 года имели большие стоки и дилерами или импортерами были выкуплены автомобили 2014 года, которые они продавали с некоторыми скидками, что было драйвером продаж для компании в первом квартале, объясняет он.

Те, у кого стоки были поменьше, продавали машины по более высоким ценам, без скидок, и это оказало существенное влияние, считает Литвиненко.

Мнения и прогнозы

Провальные цифры марта никого не удивили: покупатели еще не привыкли к новому уровню цен, некоторые модели остаются в дефиците, условия кредитования мало привлекательны, не добавляет оптимизма и общая экономическая ситуация в стране, говорит директор дилерского центра "Skoda РОЛЬФ Центр" Светлана Виноградова.

"Тем не менее, именно апрель, возможно, станет переломным месяцем. Госпрограмма субсидирования автокредитов вызывает интерес у наших клиентов, хотя многие сетуют, что стоимость автомобиля ограничена миллионом рублей. Клиенты привыкают к новым ценам. Также мы отмечаем и еще одну тенденцию: цены на запчасти выросли пропорционально доллару, тарифы каско на автомобили с пробегом - заградительные", - отмечает она.

Результаты первого квартала были ожидаемы, соглашается с ней Литвиненко. По его словам, во втором квартале рынку смогут помочь запущенные меры господдержки - программа льготного автокредитования и автолизинг.

"Ближе к концу второго квартала начнет сказываться эффект низкой базы, потому что в конце второго квартала прошлого года как раз началось существенное снижение рынка. Кроме того, начнется привыкание потребителей к новым ценам, которое происходило тяжело на протяжении первого квартала. Также наметилась тенденция по укреплению рубля, и некоторые бренды начали корректировать цены в меньшую сторону", - отметил Литвиненко.

Все это вместе дает основания полагать, что к концу второго квартала падение должно замедлиться, резюмировал он.

"Тенденция крайне неблагоприятная. Если так дальше пойдет, то получится, что мы идем на то, чтобы потерять миллион автомобилей в этом году. Думаю, это максимальный провал и с апреля месяца рынок начнет потихоньку восстанавливаться", - говорит президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РоАД) Владимир Моженков.

По его словам, важную роль сыграют наступление весеннего периода, когда традиционно растут продажи машин, господдержка и адаптация дилеров к ситуации, сложившейся на рынке.

Обсудить
Рекомендуем