Введение тарифного коридора в ОСАГО, благодаря которому страховщики могут самостоятельно устанавливать в его рамках размер базовой ставки, подняло на поверхность важную составляющую любого рынка – конкуренцию. Будет ли она существовать в ОСАГО?
Анализ базовых ставок крупнейших страховщиков свидетельствует о том, что покупатели ОСАГО могут найти различные варианты тарифов, как в регионах, где показатели убыточности в целом по рынку относительно неплохие, как, например, в Москве, так и в регионах, где ситуация близка к критичной, например, в Краснодарском крае. Помогло возникновению такой ситуации и изменение территориальных коэффициентов, но факт ценовой конкуренции уже на лицо.
Конкуренция по цене, разумеется, влечет за собой повышение конкуренции по качеству. Именно на качество урегулирования сегодня страхователи и обращают больше всего внимания. Мы очень надеемся, что клиенты очень быстро увидят изменения к улучшению сервиса по всему рынку.
На мой взгляд, более важный вопрос – будет ли конкуренция усиливаться в дальнейшем? Ответ, скорее, да. Он неточный, так как дальнейшая убыточность ОСАГО и, соответственно, размер тарифов будет определяться несколькими факторами. Первая группа факторов напрямую связана с основной деятельностью страховщиков – урегулированием убытков. Это рост объема выплат по жизни и здоровью в связи с увеличением лимита и изменением порядка выплат, рост объема выплат по имуществу в связи с ростом стоимости запчастей, работой единых правил проведения независимой технической экспертизы, увеличением выплат по утрате товарной стоимости и других недавних изменений в ОСАГО. Эти факторы поддаются подсчету – страховщики свою оценку предоставляли.
Второй фактор – это активность так называемых автоюристов, которые сегодня определяют высокую убыточность ОСАГО в большинстве регионов России, получая от страховых компаний выплаты, предназначенные автовладельцам. Здесь не все однозначно, как видим, аппетиты юристов растут. Все будет зависеть от того, насколько быстро и насколько качественно заработают новые положения в ОСАГО.
В первую очередь, это единая методика определения размера ущерба, о которой сказал выше, и досудебный характер претензионной работы, который был утвержден Верховным судом. Он должен снизить давление на страховую отрасль "проблемы автоюристов" в том случае, если судебная практика будет нормализована.
Во вторую – собственное решение автомобилистов – работать со страховой компанией или с автоюристами. Важно отметить, что в страховой компании страхователи сегодня получат выплату гораздо большего размера, чем им дают автоюристы.
В том случае, если страховой отрасли удастся решить "проблему автоюристов", то последующие изменения размеров базовых тарифов в нижнюю сторону, резкий рост качества обслуживания будут более чем реальны.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.