Экономика

Эксперты расходятся во мнениях по поводу эффективности работы Федорова

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 22 апр - ПРАЙМ. Глава Минсельхоза Николай Федоров, три года руководивший одним из самых развивающихся секторов российской экономики и назначенный в среду советником президента РФ, за это время помог России "мягко" вступить в ВТО и существенно увеличить вливания финансов в аграрную сферу.

Эксперты расходятся во мнениях относительно эффективности его работы в кресле министра, при этом не отрицая достижения некоторых результатов, в том числе одного из самых больших урожаев зерна в 105,3 миллиона тонн, а законотворческой деятельности, буксовавшей раньше, противопоставляют общую закрытость ведомства и политическое ослабление.

Вопрос импортозамещения в сельском хозяйстве, возникший из-за введения санкций против России и ответного продуктового эмбарго, по мнению экспертов, решался аграрным ведомством не так оперативно и не в тех объемах, как ожидалось. Кроме того, некоторые опрошенные агентством специалисты отрасли, считают, что Минсельхоз докладывал руководству страны "необъективную" картину положения дел. О том, верит ли президент РФ в ту статистику, которую предоставляют руководству страны, на прошлой неделе в ходе "Прямой линии с Владимиром Путиным" спросил и фермер Джон Каписки.

Чужое наследство

Николай Федоров в 1980 году окончил юридический факультет Казанского государственного университета, в 1985 году – аспирантуру Института государства и права Академии наук СССР. Он является доктором экономических наук и кандидатом юридических наук. С 1990 года по 1993 год занимал пост министра юстиции РФ. С 1994 по 2010 годы Федоров являлся президентом Чувашской Республики.

Министром сельского хозяйства Николай Федоров стал в мае 2012 года, через два месяца после избрания Владимира Путина на пост президента и скорой отставки своей предшественницы Елены Скрынник, которая в настоящее время проходит свидетелем по делу о краже 39 миллиардов рублей из компании "Росагролизинг".

"Мы знаем, что Федоров фактически возглавлял структуру, которая составляла предвыборную программу Владимира Путина, и в этом смысле он как раз обобщал многочисленные предложения, которые поступали от населения. Как я понимаю, все-таки Федоров сыграл большую роль в составлении этой путинской программы, и, в конечном счете, в подготовке так называемых майских указов", - считает профессор РАНХиГС при президенте РФ Владимир Слатинов.

При этом он уточняет, что, если "говорить откровенно, все-таки Николай Федоров не рассматривался никогда как большой специалист в аграрной сфере".

"С одной стороны, он руководитель субъекта, и его назначение министром было, в том числе, примером действия некоей кадровой лестницы, когда руководитель субъекта переходит в федеральное правительство. А с другой стороны, именно назначение на должность министра сельского хозяйства еще в 2012 году выглядело не очень логичным, потому что Федоров никогда не занимался, не слыл и не котировался как большой специалист в этом вопросе или человек, который возглавляет чрезвычайно успешный аграрный регион", - добавил Слатинов.

Эксперт предполагает, что Федоров решил попробовать занять позицию министра сельского хозяйства, и она его не совсем устроила. "Он известный юрист, он человек очень уважаемый в этом смысле, и, мне кажется, все-таки в личном плане он наверное не получил того, что ожидал, сфера была не совсем его. Это одна из причин ухода", - говорит эксперт, добавляя, что уход в отставку может быть идеей самого Федорова.

Без встреч и развития

Весьма критично оценивают работу министра отраслевые представители. И председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко, и глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский считают, что при Федорове ведомство стало "закрытым" и не стремилось услышать мнение реального бизнеса.

"С 2012 года не было проведено ни одной встречи с бизнес-сообществом для обсуждения кризисной ситуации в секторе с участием министра, поэтому "Союзмолоко" не может сказать, что с действующим министром был налажен продуктивный диалог. Мы неоднократно обращались с просьбой провести совещание по проблемам отрасли, но ни разу оно не было организовано", - говорит Даниленко.

"Министерство при Федорове стало одним из самых закрытых ведомств, предложения реального института бизнес-сообщества нигде не учитывались", - добавляет Злочевский.

Оба полагают, что министерство не было заинтересовано в совместной работе и предпочитало быть "единственным правым источником".

Недостаточно хорошо

Сельское хозяйство – та сфера, где эффект импортозамещения может быть реализован в максимальной степени, считает Слатинов.

"Если посмотреть динамику самого последнего времени – 2014 года по отношению к 2013, например, - то мы видим, что есть некое замедление, и это как раз на фоне того, что именно в сфере сельского хозяйства в максимальной степени может быть реализован эффект импортозамещения", - сказал он, уточняя, что "придать ускорение развитию сельского хозяйства как ключевой импортозамещающей отрасли... возможно, в том числе, через смену команды, которая управляет этой отраслью".

По мнению Даниленко, в отрасли и вовсе "в течение последних нескольких лет усугубляется кризис, но данные Минсельхоза говорят о положительной динамике, что препятствует, на наш взгляд, принятию оперативных антикризисных мер".

Глава зернового союза, в свою очередь, считает, что при Федорове стали быстрее доходить деньги до регионов, но при этом министерство занималось "донесением красивой картинки до руководства страны, неверной картинки, которую скрывать невозможно", и "с точки зрения политики стало слабее" по сравнению с периодом управления предыдущего главы.

Обсудить
Рекомендуем