МОСКВА, 29 апр - ПРАЙМ, Наталья Карнова. По данным Минэкономразвития, в марте спад в российской экономике усугубился в месячном и годовом выражении. ВВП РФ с исключением сезонного и календарного фактора в первый месяц весны сократился на 1% (в феврале на 0,3%). Падение к марту 2014 года оказалось еще более существенным – 3,4.
Зато динамика «февраль к февралю» улучшилась до минус 1,2% с прежних минус 2,3%. Таким образом, волна спада в первом квартале переместилась с февраля на март. Эксперты министерства объясняют это сокращением торговли, снижением объемов строительных работ и падением экспорта газа. Налицо снижение притока в бюджет ряда налогов, оборота розничной торговли и сокращение инвестиций в основной капитал.
В целом снижение по итогам первого квартала составило 2,2%. Во втором квартале министерство ожидает снижения на 2-3%
Меньше оптимизма
Данные, опубликованные Минэкономразвития, не должны удивлять, полагает замдиректора Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов. «Большинство экспертов в России и за рубежом прогнозируют спад ВВП РФ в этом году в 4-5%, только МЭР прежде почему-то впадал в необоснованный оптимизм», - сказал он.
Медведев: Экономика РФ находится под жесточайшим прессингом>>
Сейчас министерство просто приводит свой прогноз в соответствии с международными критериями. Так, у Всемирного банка и МВФ обычно считается, что в первый год после девальвации спад составляет порядка 2%, а у нас к этому добавились еще и санкции. Во второй год должен быть слабый рост – порядка 0,5%, у Минэкономразвития прогноз на 2016 год – уже 2,7%.
Так что оптимизм у министерства остается. Другое дело, что он ему полагается, что называется по статусу, рассуждает Миронов. Ведь экономическое развитие невозможно без инвестиций, а инвесторы «слетаются» лишь на хорошие новости. Такие новости необходимо генерировать, чем министерство и занимается.
Руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов согласен с тем, что спад действительно есть. Причину его он видит в низкой инвестиционной активности. «Кроме этого, сейчас мы наблюдаем коррекцию после скачка товарооборота в конце 2015 года, когда люди покупали все подряд, избавляясь от обесценивающихся рублей», - добавил эксперт.
Ни инвестиций, ни спроса
По его мнению, для выхода из кризиса необходим рост инвестиций, тем более, мы собираемся заниматься импортозамещением. «Но если здесь есть шанс, то ситуация с товарооборотом выглядит более жесткой. Для его восстановления необходим рост зарплат, а когда он произойдет – неизвестно. Поэтому по товарообороту мы по итогам года впервые можем уйти в минус Просвета здесь не видно, и второй-третий квартал будут тяжелее первого», - отметил Белоусов.
Миронов напомнил, что во втором полугодии ожидается усиление нестабильности на валютном рынке в силу сезонного спроса на валюту. Это станет тормозом для развития многих производств. Предприятия предпочтут не покупать, например, необходимое оборудование за рубежом. Население тоже решит обождать с покупками.
Легкого выхода из кризиса ждать не приходится. Эксперты оценивают темпы спада экономики России в 2015 году в 3-5%. В 2016 году Белоусов ожидает стагнации с легким минусом. «В плюс мы не выйдем», - уверен он.
«С другой стороны, сейчас ситуация лучше, чем была в 2009 году, когда спад ВВП составил 7,8%», - рассуждает Миронов. Тогда ощутимо сократились запасы, сейчас же мы наблюдаем рецессию спроса. По его мнению, девальвация дала большинству отраслей неплохой стимул – их продукция заметно подешевела по сравнению с конкурентами. Это стало для них преимуществом при выходе на экспортные рынки, что стало очевидным уже по данным за первый квартал. Особенно это касается несырьевых отраслей, хотя их доля невелика.
В свою очередь, Белоусов считает, что экспорт поможет, но незначительно: его рост не перебьет негативного эффекта сжатия инвестиций и снижения потребления. «Для сырья необходим спрос, а для машиностроения – качество, поскольку конкуренция в этом секторе высокая», - сказал он. Кроме того, экспортным отраслям нужны заемные деньги, поскольку в мировой практике принято, чтобы экспортер кредитовал покупателя. А с кредитами у российских компаний пока не очень хорошо.