Экономика

Рост вопреки кризису: онлайн-торговля тянет вверх логистику

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 27 мая - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Кризис в экономике ударил по всем отраслям, но некоторые демонстрируют поистине невиданные приросты. Например, онлайн-торговля, которая стала драйвером роста рынка экспресс-доставки товаров. Хорошей иллюстрацией этого тезиса стали озвученные на пресс-конференции в четверг данные по итогам 2014 года одного из заметных игроков рынка – компании DPD.

По словам коммерческого директора компании в РФ и СНГ Леонида Зондберга, рост интернет-торговли в минувшем году составил около 35%, а по объему посылок – примерно 200 миллионов штук. Многие ритейлеры, специализирующиеся на традиционных офлайн-форматах, уходят из России, сокращая издержки, но есть и те, кто приходит, несмотря на кризис.  Тем не менее, многие россияне по-прежнему любят традиционные магазины, либо просто боятся покупать в интернете. "Более трети потенциальных покупателей сомневаются, доставят ли им покупку, а если да – то вовремя ли.

Люди вместо компаний

Гендиректор DPD в России Андрей Майоров сообщил, что за прошедший год оборот компании в РФ вырос на 43% в сегменте b2c (доставка товаров клиентам-физлицам), а в более традиционном для нее сегменте b2b (поставки для бизнеса) сохранился на прошлогоднем уровне.
Дело в том, что бизнес из-за кризиса сокращает поставки оборудования или техники, а граждане на фоне снижения доходов все чаще ищут необходимые товары не в офлайн-магазинах, а в интернете. По словам эксперта, более 80% всех покупок идет из Азии, что объясняется западными санкциями. Впрочем, тренд на увеличение доли b2c  типичен для всех стран СНГ, которые берут пример с западных государств, где онлайн-торговля  развита уже давно.

Отрасль, которая процветает в кризис: новая жизнь онлайн-торговли >>

В связи с увеличением числа клиентов-физлиц большинство логистических компаний уделяют особое внимание развитию инфраструктуры под их нужды. "Доставок до дома становится все меньше, а до почтаматов или пунктов выдачи – больше", - говорит Майоров. Все определяет цена вопроса: в кризис граждане экономят и предпочитают более дешевую доставку. Компании вкладывают средства в развитие IT-сервисов, программного обеспечения и новых технологий, открывают новые пункты выдачи. Компания DPD в прошлом году направила на инвестиции порядка 200 миллионов рублей.

Тем не менее, сегмент b2c  традиционно менее прибыльный, чем b2b, поскольку вес отправления там меньше. А именно от веса зависит прибыль компании. Бизнес также выдвигает новые требования к стоимости логистики, стараясь ее оптимизировать.

Прирастать за счет СНГ

Учитывая нынешнюю ситуацию, все более важную роль играет трансграничная торговля. "В конце прошлого-начале нынешнего года она просела из-за скачков валютных курсов, сейчас же понемногу возвращается на докризисный уровень", - рассказал Зондберг.
По словам президента DPD в России и СНГ Сергея Круглова, в Казахстане по итогам этого года возможен 100-процентный рост доставок клиентам-физлицам. "Многие в Казахстане делают покупки в российских интернет-магазинах: это выгодно, так как не надо платить таможенные пошлины", - пояснил он.

По Белоруссии тоже отмечен рост, а вот с Украиной ситуация сложнее. В прошлом году рынок просел на 25%, и главной задачей стало сохранить хотя бы то, что есть. 

В этом году к Таможенному союзу присоединяются Армения и Киргизия, DPD намерена открыть представительства в этих странах, сообщил Круглов.

Планы на будущее

В целом 2015 год не будет легким, полагают участники рынка, напоминая, что по разным прогнозам падение ВВП РФ составит 3-5%. Помимо этого, покупательная способность населения остается низкой.  "Как следствие, и дальше будет падать средний вес отправления, люди продолжат заказывать небольшими объемами", - рассуждает Майоров. Тем не менее, компания ожидает в текущем году роста количества отправлений на 15-18%.

По мнению участников дискуссии, продажи в офлайн-магазинах продолжат падать, а в онлайне – расти. Дело не только в бедности покупателей: в интернете удобнее, выгоднее, больше выбора. "Если бы не кризис, e-commerce все равно бы рос", - констатировал Зондберг.

На данный момент на Западе доля покупок в интернете составляет 15-20% от общего объема ритейла, а в РФ она пока не превышает 5%. Расти есть куда, поэтому ритейлерам важно не бороться с этой тенденцией, а использовать ее, развивая многоканальность. Например, можно дать клиенту возможность, посмотрев на вещь в магазине, купить ее в интернете, а забрать в том же магазине. И пусть в онлайне дешевле – важно, что покупатель, во-первых, совершит эту покупку, а не уйдет, пощупав товар, а во-вторых, снова придет в тот же магазин. В условиях кризиса клиентами не разбрасываются – их привлекают и стараются удержать.

Обсудить
Рекомендуем