Потребительский индекс Иванова показал значительное восстановление

Читать на сайте 1prime.ru

Sberbank Investment Research, аналитический департамент Sberbank CIB, публикует 12-й выпуск обзора потребительской уверенности россиян – "Потребительский индекс Иванова". В очередном обзоре анализируются тенденции в части расходов, сбережений и потребительского поведения граждан. 

Результаты последнего исследования указывают на значительное восстановление индекса потребительской уверенности – с минус 22% в I квартале 2015 года до минус 14% в II квартале. Мы объясняем подобную динамику тем, что самые пессимистичные ожидания Ивановых не оправдались, а в связи с ослаблением опасений, связанных с валютными курсами и инфляцией, улучшилась оценка текущей экономической ситуации. 

Основные выводы по итогам опроса потребителей следующие: 

•Индекс национального благосостояния на ближайшие 12 месяцев, который в I квартале был на уровне минус 7%, в II квартале вышел в область положительных значений и составил 5%. На наш взгляд, это изменение в основном обусловлено сокращением доли респондентов, ожидающих ускорения инфляции (с 67% в I квартале 2015 года до 60% в II квартале) и дальнейшей девальвации рубля (с 38% до 24%). Восприятие текущей экономической ситуации также стало менее пессимистичным (доля респондентов, полагающих, что российская экономика нестабильна, уменьшилась на 9 п. п.). Это позитивно повлияло на ожидания, связанные с личным благосостоянием в ближайшие 12 месяцев: в I квартале соответствующий индекс составил минус 1%, а в II квартале – поднялся до 5%. 

•Индекс, оценивающий условия для крупных приобретений, который в I квартале «нащупал дно» на отметке минус 39%, в II квартале поднялся до минус 29% – эффект аномального спроса на товары длительного пользования в декабре 2014 года сошел на нет, а курс рубля стабилизировался. Более того, стабилизация курса позитивно повлияла на восприятие респондентами текущей экономической ситуации – 8% опрошенных увеличили необязательные потребительские расходы, что является позитивным фактором для рынка товаров длительного пользования. 

•Уровень безработицы среди наших респондентов остался на уровне I квартала – 10,3%. При этом ситуация на рынке труда не вполне благоприятна: индекс чистого найма в апреле–июне опустился до минус 47% (в I квартале он составил минус 44%), а 53% опрошенных отметило, что их работодатели сокращают персонал (либо самостоятельно увольняя сотрудников, либо отказываясь от поиска замены тем, кто увольняется по собственному желанию). Доля Ивановых, опасающихся увольнения, по-прежнему довольно велика – 36% по итогам II квартала (в I квартале 2015 года показатель составил 37%, а в IV квартале 2014 года – 35%). Таким образом, безработица занимает второе место среди наиболее актуальных для наших респондентов проблем – ее упомянули 52% опрошенных (на первом месте – инфляция, которую отметили 60% Ивановых). 

•Доля тех, у которых нет сбережений, составила 39%, превысив как показатель предыдущего квартала (36%), так и уровень II квартала 2014 года (37%). При этом доля месячного заработка, отложенного в качестве сбережений, упала – в I квартале она составила в среднем 9,2%, а в II квартале опустилась до 7,9% (минимального значения с ноября 2013 года). На наш взгляд, это обусловлено высокими темпами инфляции и вялой динамикой доходов населения, что негативно повлияло на сбережения Ивановых. 

•Доля Ивановых, переходящих на более дешевые товары, уменьшилась по сравнению с предыдущим кварталом впервые с II квартала 2014 года. Согласно последнему опросу, 63% респондентов пытаются экономить на товарах первой необходимости, тогда как в I квартале 2015-го их доля составила 66%. Такая тенденция должна затормозить ухудшение потребительской корзины, которое стало главным фактором, замедляющим рост выручки ритейлеров в первой половине текущего года. Таким образом, выручка компаний в следующем полугодии не будет испытывать дополнительного давления, и замедление ее роста будет менее значительным с учетом снижения инфляции и эффекта базы сравнения. Мы также отметили положительные тенденции в динамике необязательных расходов: впервые с IV квартала 2014 года несколько снизилась доля респондентов, настроенных экономить на этой категории товаров (с 30% в I квартале 2015 года до 24% в II квартале). 

•Среднее количество сетей, в которых респонденты совершают покупки, увеличилось с 2,3 в IV квартале 2014 года до 2,8 в I квартале 2015-го, а в II квартале составило 2,9. Это говорит о том, что потребители продолжают искать более низкие цены, и данную тенденцию подтверждают показатели нескольких розничных сетей, отмечающих прирост числа покупателей, приобретающих только товары со скидкой. Среди положительных моментов отметим, что число посещений магазинов в течение недели выросло с 3,09 в I квартале 2015 года до 3,15 в II квартале. 

•Почти половина респондентов отметила положительный эффект недавнего укрепления рубля, что проявилось либо в снижении цен, либо в улучшении оценки ситуации в экономике. По результатам опроса, 5% респондентов начали больше тратить на электронику и одежду (по их мнению, цены на эти товары снизились), а 8% в целом увеличили расходы, считая, что худшее для российской экономики позади. 

•По мнению респондентов, продовольственная инфляция замедлилась до 16,2% (тогда как по данным Росстата в марте она составила 20,0%). При этом темпы роста цен в магазинах публичных ритейлеров были еще ниже (около 14%  у освещаемых нами компаний). Индекс восприятия ценового предложения показывает, что освещаемые нами сети примерно одинаково привлекательны по уровню цен, но Ивановы считают, что среди них сохраняет лидерство "Ашан".

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем