МОСКВА, 16 июл - ПРАЙМ. Президенту России Владимиру Путину будет представлена новая межведомственная система финансового мониторинга государственного оборонного заказа (ГОЗ), разработанная министерством обороны.
Президент в режиме видеоконференции с Национальным центром управления обороной примет участие в едином дне приемки военной продукции, заслушает доклады руководства Минобороны, а также предприятий оборонно-промышленного и строительного комплекса о выполнении гособоронзаказа за второй квартал 2015 года.
Закон о межведомственной системе контроля за использованием бюджетных средств в рамках ГОЗ вступил в силу 1 июля. Он предполагает формирование системы на основе баз данных, содержащих информацию о выполнении гособоронзаказа, головном исполнителе поставок продукции по гособоронзаказу и исполнителях, участвующих в поставках продукции по ГОЗ. Предполагается также создание уполномоченных банков и открытие отдельных банковских счетов для исполнителей ГОЗ, что позволит обеспечить надежность и прозрачность взаиморасчетов.
К базе данных о расчетах по ГОЗ предусмотрен доступ головным исполнителям, госзаказчикам, Росфинмониторингу, Счетной палате, Федеральной антимонопольной службе и Минпромторгу, перечислила замглавы военного ведомства.
НОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ СРЕДСТВ ГОЗ
Новая система контроля за использованием бюджетных средств в рамках гособоронзаказа, по словам замминистра обороны Татьяны Шевцовой, направлена не на наказание предприятий, срывающих сроки ГОЗ, а на мотивацию сдавать вовремя. Она заверила, что Минобороны "ни в коей мере не вмешивается в логистику предприятий", они могут закупать комплектующие, как им удобно, но при введении новой системы контроля за средствами ГОЗ, промышленность автоматически изменит "финансовую логистику".
Шевцова пояснила, что раньше головной исполнитель мог перевести аванс на депозит или оплатить кредит, а теперь он, понимая, что Минобороны может поставить ему вопрос о целесообразности авансирования, этого делать не станет.
Что касается вопросов срыва сроков и неисполнения заказа, существуют штрафные санкции, но, по словам Шевцовой, задача Минобороны заключается только в том, чтобы вовремя получить качественную продукцию по оговоренной цене. Она заверила, что задача - не наказать исполнителя, а именно мотивировать потратить деньги на контракт и уложиться в срок.
Таким образом, если у предприятия остались деньги, сэкономленные на созданном для работы по новой схеме отдельном специальном счете, а продукцию оно уже сдало заказчику, то эти деньги без ограничений и "лишних вопросов" со стороны Минобороны могут быть потрачены по усмотрению предприятия.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСОБОРОНЗАКАЗА
Курирующий поставки вооружения замминистра обороны Юрий Борисов ранее отмечал, что за последние три года удалось наладить конструктивный диалог и выстроить хорошие отношения с промышленностью, а проблема ценовых войн постепенно "уходит в прошлое". По его словам, уровень размещения гособоронзаказа по результатам последних лет постоянно растет и приближается к тем параметрам, "где систематическая ошибка допустима".
При этом он обращал внимание, что остается ряд проблемных вопросов, которые необходимо решать сообща. По словам Борисова, никак не удается добиться стабильного размещения заказа, как предписывает постановление, и тому есть, в том числе, и объективные причины. В качестве примера он приводил большую долю недоработок со стороны промышленности, несвоевременное получение расчетно-калькуляционных материалов.
Борисов также говорил, что уже второй год "буксует постановление о прогнозных ценах". Замглавы Минобороны пояснил, что был придуман механизм, чтобы на стадии формирования ГОЗ дать промышленности возможность уточнить стоимостные параметры будущих мероприятий, однако, по его словам, этот механизм не работает.
Замглавы ведомства также предложил продолжить традицию проводить с промышленностью конференцию, как это было еще два года назад, но приостановилось в 2014 году в связи со сложной мировой ситуацией - чтобы в формате диалога с ОПК обговорить все проблемные моменты.