МОСКВА, 30 июл - ПРАЙМ, Наталья Карнова. К антироссийским санкциям присоединились еще шесть стран – Черногория, Албания, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Украина. Те же страны, включая Грузию, поддержали санкции против Крыма и Севастополя. Черногория и Албания являются кандидатами в ЕС, Исландия, Норвегия и Лихтенштейн входят в европейскую зону свободной торговли, ну а Украина и Грузия выступили просто "за компанию". ЕС принял к сведению обязательство стран и приветствует его.
Санкции против России ввели западные страны, не признавшие присоединения Крыма к России в марте 2014 года. Они ограничили въезд на свою территорию ряда российских политиков и бизнесменов. Кроме того, существенно сужены возможности для кредитования ключевых российских банков и предприятий за рубежом. Также ЕС ввел ограничения на поставки в РФ оружия и военной техники, оборонных технологий и технологий двойного назначения, оборудования и технологий для нефтедобычи. В ответ Россия запретила ввоз продуктов из этих стран, а те, что все же попали контрабандным путем, будут уничтожать.
Песков: РФ должна пресекать проникновение санкционных продуктов >>
Ассиметричный ответ
С чем связано запоздалое присоединение упомянутых выше стран к этим санкциям? Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов констатирует, что ничего экстраординарного не произошло. "Речь идет скорее об информационно-политическом демарше, нежели о каких-то конкретных ужесточениях. Присоединившиеся к санкциям страны не имеют особого экономического, да и политического веса на международной арене и вряд ли могу всерьез навредить России", - заявил он в интервью агентству "Прайм".
По его мнению, это попытка контригры после трибунала по сбитому Boeing МН 17, который заблокировала Россия. "Мы видим просто ассиметричный ответ", - сказал эксперт.
СМИ: ЕС и США ищут пути обхода антироссийских санкций >>
Говоря об аргументах, побудивших каждую из стран спустя год после объявления санкций к ним присоединиться, Абзалов особо отметил Грузию. Она присоединилась лишь к санкциям против Крыма, то есть, в ограниченном режиме, отреагировав, таким образом, на происходящую в последнее время демаркацию границ с Южной Осетией. "Но они выбрали самый безопасный вариант продемонстрировать раздражение, поэтому его стоит воспринимать лишь как сигнал", - отметил эксперт. Тбилиси не желает портить отношения с Москвой, и присоединение к санкциям – скорее, продукт для внутреннего потребления, призванный показать населению, что власти готовы придерживаться жесткой позиции по потерянным территориям Южной Осетии и Абхазии.
До последнего держалась Норвегия – обострение отношений с РФ ей было невыгодно на фоне продолжающихся совместных энергетических проектов и работ на шельфе. С Украиной тоже понятно – приближаются парламентские выборы, и президент страны Петр Порошенко стремится показать, что Россия хочет их сорвать. "Это не так, но антироссийские действия в Киеве активизируются", - добавил эксперт.
Вред и возмездие
С точки зрения экономики, большого вреда для России от присоединения к санкциям новых стран не будет. "Для нас важнее секторальные ограничения для финансового сектора, введенные ЕС и США, а это просто информационно-политический демарш, призванный, в том числе, поддержать интерес общественности к санкционной теме и показать, что ограничения не забыты, к ним присоединяются новые страны и т.п.", - сказал Абзалов. По факту же, никакого ужесточения нет, а присоединение произошло по остаточному принципу, добавил он.
Поэтому и серьезного ответа со стороны Москвы ждать не стоит, хотя Кремль уже пригрозил ответными мерами. Возможны персональные встречные санкции, ограничения по поставке продукции, например, из той же Норвегии, которая уже и так страдает от запрета на поставку в РФ рыбы, считает политолог.
Тбилиси в этой ситуации скорее пытается обратить внимание, нежели развязать экономическое противостояние. "Поэтому Москва скорее займет прагматичную позицию – в случае ужесточения антигрузинских мер к власти в стране могут прийти сторонники бывшего президента Михаила Саакашвили, а это России не нужно", - пояснил эксперт. Поэтому грузинские вина и безалкогольные напитки, скорее всего, снова запрещать не будут, полагает Абзалов.
"Могут быть информационные демарши и словесные пикировки, но до экономических ограничений дело не дойдет", - заключил он.