Эксперты: Идея ОП ограничить выдачу sim-карт нарушает права граждан РФ

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 4 авг - ПРАЙМ. Ограничение числа выдаваемых sim-карт нарушает права граждан РФ и не поможет бороться с обналичиванием незаконных доходов, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.

Ранее газета "Известия" сообщила о том, что Общественная палата РФ предлагает ограничить количество sim-карт, которыми может владеть один человек. Издание писало, что на закрытом совещании в ОП предварительно решили, что россиянин может иметь не более 10 номеров сотовой связи, без разницы в выборе оператора. Целью этой инициативы общественники называют борьбу с обналичиванием незаконных доходов.

"Гражданин России вправе иметь столько sim-карт, сколько хочет, это гарантировано Гражданским кодексом РФ, поскольку оператор связи не вправе отказать в заключении договора об оказании услуг связи", - сказал РИА Новости замдиректора департамента внешних коммуникаций Минкомсвязи РФ Дмитрий Захаров.

При этом в перспективе потребность в sim-картах будет только расти, считает Захаров. По его словам, они используются для различных устройств, например, охранных сигнализаций и "умных домов".

"Ограничить выдачу sim-карт – не думаю, что это решение проблемы. Во-первых, проблема не является масштабной, во-вторых, ограничивает право человека. А любые ограничения вызывают обратную реакцию, придумают что-нибудь другое. ... Если отмывание идет по sim-картам, должна быть идентификация. Надо действовать в этом направлении – направлении идентификации. Если здесь не дорабатываем, тут надо думать", - считает председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков.

Операторы тоже против

По закону "О связи" и правилам оказания услуг телефонной связи, оператор не имеет права отказывать физическим и юридическим лицам в заключении договора об оказании услуг, если абонент предоставил необходимые документы и информацию о себе, заметил пресс-секретарь МТС

Дмитрий Солодовников.

"Договор об оказании услуг связи является публичным, а в соответствии с Гражданским кодексом, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в рамках публичных договоров не вправе отказывать обратившимся к ним лицам в продаже товаров и предоставлении услуг", - сказал Солодовников.

Пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева сообщила, что в компании ничего не слышали о закрытом совещании в Общественной палате и не обсуждали возможность введения лимита по числу мобильных номеров, оформленных на одного человека. По ее словам, такая инициатива никак не повлияет на уровень мошенничества, но приведет к ограничению конституционного права граждан на доступ к информации.

"Операторы связи при работе с электронными денежными средствами полностью соблюдают требования 115-ФЗ и взаимодействуют с Росфинмониторингом. "Вымпелком" взаимодействует с банками по пресечению мошеннических действий третьих лиц в рамках, установленных законодательством", - сказала Айбашева.

Противодействие мошенничеству

Эффективно противодействовать хищениям средств с банковских счетов с использованием мобильных устройств можно за счет тесного взаимодействия между банками, операторами связи, регуляторами и правоохранительными органами, так как все участники рынка дистанционных финансовых сервисов должны в первую очередь сами заботиться о лояльности своих клиентов, считает Солодовников.

Тем не менее, sim-карты в общественных местах, например на вокзалах, раздаются открыто, без требования паспорта, а органы, которые обязаны пресекать данную деятельность, на это не обращают внимания, отметил Захаров.

"В Минкомсвязи России считают, что необходимо сосредоточиться на правоприменении: уже больше года назад вступили в силу поправки в федеральный закон "О связи", запрещающие продажу sim-карт без предъявления паспорта и передачи паспортных данных оператору связи", - сказал Захаров.

По словам Солодовникова, в прошлом году МТС предприняла меры, снижающие риск вывода денежных средств с банковских и абонентских счетов за счет неправомерной смены sim-карты.

"В 2014 году у нас запущено смс-уведомление на "новую" и "старую" sim-карты при замене последней, блокировка на одни сутки входящих и исходящих смс-сообщений при замене sim-карты по доверенности, а также блокировка на двое суток на вывод денежных средств с лицевого счета в рамках сервиса мобильной коммерции при замене sim-карты", - сказал он.

По его словам, такие сроки позволяют реальным владельцам sim-карт принять меры для блокировки своих счетов и ставят заслон мошенникам, которые, как правило, выводят денежные средства в первые часы после подмены sim-карты.

"Кроме того, мы обсуждаем с участниками рынка возможность создания горячей линии, которая позволит банкам оперативно связываться с нами по фактам подозрительных действий или мошенничеств", - сказал он.

Обсудить
Рекомендуем