МОСКВА, 6 авг /ПРАЙМ/. Фонд развития Дальнего Востока, существующий в РФ почти четыре года, приступил к практической работе: одобрены первые три инвестиционных проекта, которые будут профинансированы до конца года, на очереди еще семь.
НЕ ПРОШЛО И ТРЕХ ЛЕТ
Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона, учредителем которого является Внешэкономбанк, был учрежден в ноябре 2011 года, его капитал составляет 15,5 миллиарда рублей. Средства фонда выделяются под инвестпроекты на возвратной основе. Правда, до настоящего времени проектов с участием фонда реализовано не было.
В конце апреля этого года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству и ВЭБу принять решения по нормальному функционированию фонда. Тогда премьер заявил, что фонд ликвидировать не будут, поскольку это нужный инструмент.
"Просто потеряли три года, три года ничего не делали... Безобразие, полное. Надо начинать работать", - заявил вице-премьер РФ Юрий Трутнев, открывая заседание подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке при правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития региона. Однако Трутнев подчеркнул, что к действующему руководству фонда эти претензии отношения не имеют, оно новое.
В результате по итогам заседания одобрены три проекта. Два из них связаны с транспортной инфраструктурой - это проект железнодорожного мостового перехода "Нижнеленинское - Тунцзян" в Еврейской автономной области, а также строительство транспортной инфраструктуры к месторождениям золота на Камчатке. Третий проект связан с развитием современной инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТБО) в Сахалинской области.
Общий объем частных инвестиций в данные проекты оценивается в 23 миллиарда рублей, инвестиции фонда - 4,8 миллиарда рублей.
РОСТ КАПИТАЛА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Всего в настоящее время инвестиционный комитет совета директоров фонда рассмотрел и включил в короткий список 10 проектов, готовых к реализации, рассказал журналистам генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока Алексей Чекунков, который возглавил фонд в октябре прошлого года.
Речь идет о крупных инвестиционных проектах, связанных с поддержкой ведущих инфраструктурных объектов и предприятий Дальнего Востока. "Мы работаем достаточно тесно с Хабаровским аэропортом, работаем с крупнейшими проектами по строительству новых портовых мощностей, в том числе в рамках создания международных транспортных коридоров - Приморье-1, Приморье-2", - пояснил он журналистам.
"Эти десять проектов общим объемом 156 миллиардов рублей требуют более 18 миллиардов рублей инвестиций фонда, то есть мы рассчитываем, что капитал фонда будет проинвестирован в течение следующих 12 месяцев, поэтому параллельно мы ведем работу по докапитализации фонда", - сказал он.
Чекунков напомнил, что по поручению президента профильные министерства и ведомства должны разработать механизм докапитализации фонда за счет части федеральных налогов, за исключением НДС, от новых предприятий, запущенных на территории Дальнего Востока.
Предполагается, что капитал фонда будет пополнен за счет налогов от новых предприятий, которые проинвестировал фонд; от предприятий, которые будут пользоваться инфраструктурой, созданной за счет средств фонда; от предприятий, которые получили меры господдержки, а также от самого фонда, который является налогоплательщиком.
"Предварительно рассчитана сумма до 2025 года - порядка 78 миллиардов рублей дополнительно можно привлечь по данному механизму. Но налоги зависят от прибыли соответствующих налогоплательщиков, прибыль зависит от конъюнктуры рынка, поэтому мы какую-то конкретную цифру не держим в голове, мы нацелены на то, чтобы каждый наш проект генерировал максимальное количество налогов для федерального бюджета", - отметил Чекунков.
НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Для того, чтобы финансовые вложения фонда приносили еще больший эффект необходимо расширить возможности их инвестирования, считает Чекунков. Сегодня средства фонда могут быть вложены только в транспортную, промышленную и энергетическую инфраструктуру.
"Мы будем менять это ограничение, оно неразумное. Мы надеемся, что, во-первых, в существующем фонде оно изменится до конца года, во-вторых, в фонде, который будет докапитализирован. Новые средства, конечно, должны идти по разумным правилам, которые позволяют все отрасли экономики развивать, в том числе, такие как сельское хозяйство, туризм", - сказал Чекунков.
По его мнению, развитие совместных российско-китайских инвестпроектов в отрасли сельского хозяйства может стать перспективным направлением.
"Наибольшая проблема, которая существует по ту сторону границы, - это проблема продовольствия, которая состоит, как из проблемы производства достаточного объема сельскохозяйственного сырья и продовольствия, так есть и проблемы воды, земли, экологии. И инфраструктура, и бизнесы по созданию сельского хозяйства очень интересуют китайскую сторону", - сказал Чекунков.