МОСКВА, 21 авг - ПРАЙМ, Елена Гуринович. McDonald's подготовился к запуску самого масштабного в России франчайзингового проекта. Совместно со структурой сибирского бизнесмена Александра Говора, американская сеть быстрого питания будет расширять свое присутствие в четырех регионах за Уралом: в Кемеровской, Новосибирской, Томской областях и в Алтайском крае. Инвестиции в открытие порядка 20 ресторанов по франшизе за несколько лет составят около 3 миллиардов рублей.
На данный момент в Сибири McDonald's присутствует в Новосибирске (сейчас в городе работают шесть ресторанов сети) и Омске.
Всего по России работает 517 ресторанов быстрого обслуживания, в прошлом году было открыто 73 точки, в этом планируется расшириться на 50.
Опоздали
Сергей Бажин, соучредитель магазина по доставке фермерских продуктов в Алтайском крае "Еда рядом" (по итогам прошлого года компания вошла в топ-10 российских компаний по версии Forbes, которые в период импортозамещения отвоевывают рынок у западных игроков) сказал, что приход McDonald’s в регион не окажет фундаментального влияния на рынок.
"Макдоналдс опоздал с открытием своих ресторанов в Барнауле на несколько лет. Это должно было произойти в 2008 – 2009 году. Тогда вокруг возможного прихода всемирной сети быстрого питания в Барнаул был огромный ажиотаж, люди ждали этого события. Сейчас, с приходом на Алтай KFS и Сабвея, рынок перенасыщен. Поэтому кардинального влияния, думаю, не произойдёт", — отметил Бажин.
По его словам, сейчас в Барнауле популярны так называемые элитные "узбечки" (узбекские рестораны). Их вряд ли McDonald’s удастся потеснить. Бажин отметил, что также с каждым годом все более популярными у барнаульцев становятся сети здорового питания.
Учредитель сети "Дядя Денер" (один из лидеров новосибирского общепита, который достаточно быстро вышел за пределы одного города и сейчас насчитывает 120 павильонов и мест на фуд-кортах по всей Сибири) Антон Лыков считает, что новые точки американской сети будут пользоваться спросом: Макдоналдс есть Макдоналдс.
"Mакдоналдс для нас самый серьезный конкурент, как и KFC. Но если рассматривать ближе, то мы уличная торговля, поэтому надеюсь, на нас расширение Макдоналдса не сильно отразится", - сказал он.
В продолжение санкций
Эксперты также считают, что планам McDonald's на расширение своего присутствия в России, помимо экономических проблем, мешают и политические.
Ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Юрий Воронов считает, что расширение McDonald’s на восток страны - это красивая иллюстрация того, что такое исполнение санкций. "Это какая-то несуразица, санкции так санкции - тогда его надо вообще закрыть. Это проблема развития собственных пельменных и других точек питания. Тем более Макдоналдс вряд ли чувствует себя уверенно в стране, против которой введены санкции", - заявил он.
После введения в 2014 году странами Запада санкций против РФ и ответных мер на них, сеть быстрого питания подверглась жестким проверкам регулирующих органов. Всего по стране к декабрю прошлого года проверки прошли в 200 ресторанах сети, 12 из них были закрыты.
"Расширение сети Макдоналдс в России - стратегия и рискованная, и рациональная в нынешней экономической ситуации. Риск получить административный удар высок как никогда. Госдума всерьез обсуждает вопрос введения в системе общественного питания 50-ти процентной квоты для русской кухни. Мы помним жесткие проверки деятельности сети Макдоналдс годичной давности и закрытие ряда точек. Все эти факторы не создают положительного фона ни для инвесторов, ни для потребителя. , - поделился своим мнением директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
Сибирское производство
В июне 2015 года президент российского подразделения американской корпорации Хамзат Хасбулатов заявлял, что McDonald’s работает над тем, чтобы продавать в России продукцию, изготовленную полностью из российского сырья (сейчас локализация производства составляет 85%).
По мнению аналитиков, открытие новых ресторанов за Уралом может помочь сети увеличить производство продуктов на территории РФ.
"Думаю, франчайзи заключат договора с фермерскими хозяйствами в Сибири. Установят технологию Макдоналдс и контроль качества по стандартам компании и получат продукты у этих фермеров", - считает руководитель направления Fresh компании FM Logistic Александр Дьяконов.
Исаев в свою очередь отметил, что для Сибири могут быть задействованы или производственные отрасли McDonald's в Татарстане, или открыты еще более удобные логистические точки за Уралом.
Директор по маркетингу логистической компании "Молком" Полина Винокурова поддерживает мнение, что закупка продуктов, скорее всего, будет происходить в регионе: так компания сможет снизить расходы на логистику. В любом случае, считает она, покупателей эти расходы касаться не будут.
"Как правило, открытые по франшизе рестораны придерживаются единой ценовой политики. В этом случае дополнительные расходы на логистику будет затруднительно "покрыть" за счёт покупателей", - ответила Винокурова на вопрос о возможном увеличении цен в новых ресторанах по сравнению с точками в европейской части страны.
Рынок труда и налоги
Между тем, некоторые игроки отрасли общественного питания в Сибири опасаются потерять свой персонал из-за появления нового игрока.
"В общественном питании всегда недобор персонала. Появится больше рабочих мест, а число людей, которые хотят работать в общественном питании, не увеличится. Поэтому нам будет чуть сложнее, если ребята захотят у них работать. У нас и так постоянный недобор, и у моих друзей, которые работают в фуд-сфере, тоже", - сетует учредитель "Дяди Денера" Лыков.
Когда на рынок приходит новая компания, она готова предложить и более высокую зарплату, и соцпакет, и какие-то льготы. McDonald’s как работодатель в Центральной России очень популярен среди студентов: есть возможность совмещать учебу и работу, предоставляется корпоративное питание, место работы можно выбрать поближе к дому, чтобы не тратить время на дорогу. Да и перспективы карьерного роста, особенно для жителей небольших городов, значительны: сотрудник может дослужиться от кассира до управляющего рестораном.
Другой вопрос, что работу в McDonald’s почти все бывшие сотрудники оценивают как очень интенсивную, прохлаждаться некогда. Именно быстрым темпом работы объясняется постоянная текучка кадров сети.
"В США, где есть Макдоналдс, не особенно в очередь стоят, потому что это конвейер, заводское производство, где никому не дают простаивать. Работники не выдерживают, потому что это потогонная система", - сказал Воронов.
В любом случае, будет ли производство для новых ресторанов под брендом McDonald’s располагаться в Сибири или в другой части страны, а налоги точно пойдут в бюджет государства.
"Как известно, стандарты качества сети Макдоналдс выверенные, и производство ведется из российской продукции по американским образцам. Почти все ингредиенты производятся и перерабатываются на российских комбинатах питания самой сети, являющихся резидентами и плательщиками налогов в России", - подытожил Исаев.