Новые требования к агрегаторам в сети снизят конкуренцию в РФ, считают эксперты

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 26 авг - ПРАЙМ. Предлагаемые Роспотребнадзором новые требования к товарным агрегаторам в интернете могут привести к ослаблению позиций отечественных онлайн-ритейлеров и вряд ли будут способствовать защите прав российских потребителей. Такие выводы приведены в заключении экспертного совета при правительстве РФ на законопроект Роспотребнадзора, сообщили РИА Новости в пресс-службе Открытого правительства.

Заключение направлено министру РФ Михаилу Абызову, а также в Минкомсвязь и Минэкономразвития, отметили в пресс-службе.

Роспотребнадзор подготовил законопроект, устанавливающий новые требования к товарным агрегаторам - электронным площадкам, позволяющим покупателям выбирать, сравнивать и приобретать товары и услуги, представленные сразу несколькими интернет-магазинами. Ведомство предложило обязать такие ресурсы указывать полную информацию о продукции, например, сведения об основных потребительских свойствах товаров, цену в рублях и условия их приобретения, информацию о гарантийном сроке, срок службы или срок годности товаров и другие сведения.

По мнению членов экспертного совета, принятие законопроекта в текущей редакции приведет к ограничению конкуренции и созданию преференций для иностранных торговых площадок, доставляющих товары в Россию, поскольку на них новые требования российского законодательства распространяться не будут.

Требования невыполнимы

По мнению экспертов, у большинства товарных агрегаторов нет возможности выполнить требования ведомства: эти данные касаются не всей продукции, а конкретного экземпляра, а значит ни продавец, ни тем более агрегатор не могут располагать ими до момента оформления заказа, сказали в пресс-службе.

"Законопроект возлагает на владельцев интернет-ресурсов юридически и экономически необоснованные обязанности, надлежащее выполнение которых во многих случаях является невозможным. Обязанность предоставления пользователю исчерпывающей и достоверной информации о товаре возлагается на лицо, которое не осуществляет продажу товара, не обладает соответствующей информацией о товаре и не может гарантировать ее достоверность", - отмечается в заключении совета.

По мнению экспертов, обычные магазины и виртуальные должны работать по разным правилам, а если разрабатывать единые требования, то они должны распространяться также на телемагазины и каталоги. При этом в законопроекте нужно прописать обязанность продавцов и изготовителей предоставлять агрегаторам полную и достоверную информацию о товаре, считают они.

Надо доработать

Эксперты признают актуальность регулирования рынка интернет-продаж, однако считают, что законопроект Роспотребнадзора следует доработать с учетом международного опыта. Так, например, европейская директива, регулирующая дистанционную торговлю, не распространяет обязательства продавца на владельца онлайн-платформы. При этом директива ЕС, в отличие от законопроекта Роспотребнадзора, прописывает конкретные механизмы защиты прав потребителей.

"Предложенный проект – "сырой" и с юридической, и с содержательной точек зрения. Область, которую предполагается регулировать, имеет массу организационных и технологических особенностей, а также оказывает существенное влияние на перспективы развития российской экономики в целом. Поспешное и непродуманное его принятие может привести к серьезным последствиям", - приводит пресс-служба слова члена экспертного совета Михаила Якушева.

"Поэтому важно провести намного более серьезную работу: исследовать международный опыт, проконсультироваться с экспертным сообществом, учесть позиции профильных министерств и ассоциаций. После чего внести комплексные и согласованные изменения в законодательство, с учетом мнений всех заинтересованных сторон", - отметил Якушев.

Михаил Абызов считает, что в текущих экономических условиях развитие малого и среднего бизнеса, новых форм производства является крайне важным.

"Бизнес становится одним из локомотивов роста экономики. Создавая благоприятные условия для бизнеса, конечно же, нельзя допускать нарушения прав потребителей, особенно когда речь идет о торговле в интернете. Этот сегмент еще достаточно молодой, но растет высокими темпами. Тут необходимо найти баланс интересов всех сторон", - считает Абызов.

Обсудить
Рекомендуем