МОСКВА, 7 сен - ПРАЙМ.
"Почта России" создает в альянсе с ВТБ Почтовый банк. Партнеры рассчитывают, что проект принесет им к 2012 году около 20 млрд рублей прибыли.
От альянса "Почты России" и ВТБ больше выиграет его основной конкурент - Сбербанк, а бенефиты для самого ВТБ не столь очевидны, полагают опрошенные РИА Новости аналитики.
В свою очередь, больше всех выгод получит "Почта России" - за счет гарантированного инфраструктурного платежа от создаваемой организации, что ускорит запланированные в компании преобразования и приблизит IPO.
Ранее в понедельник было объявлено о создании до конца года нового банка в партнерстве "Почты России" и группы ВТБ на базе Лето-банка - Почтового банка. ВТБ получит 50% плюс 1 акцию в новом банке, оставшиеся будут у "Почты". Банк может начать работу в начале 2016 года.
СБЕРБАНК МОЖЕТ РАДОВАТЬСЯ
"Это, в первую очередь, попытка ВТБ вдохнуть жизнь в бывший до последнего времени убыточным проект специализированного игрока на рынке потребительского кредитования - Лето-банк. Идея, на наш взгляд, здравая с точки зрения дистрибуции, потому что с "Почтой России" не сравнится ничто, даже Сбербанк. ВТБ собирается открыть окна в 15 тысячах отделений, это сопоставимый со Сбербанком охват", - отметил аналитик UBS Михаил Шлемов.
"Насколько это будет прибыльно? Для "Почты" это совершенно точно прекрасный проект, который позволяет получить гарантированную плату за доступ к инфраструктуре. Что касается ВТБ, будет ли этот проект успешным - все находится в их руках. Пока мало данных, чтобы посчитать математику", - добавил он.
Партнеры планируют в течение ближайших трех лет открыть в почтовых отделениях (всего их 42 тысячи) 15 тысяч офисов и 20 тысяч окон обслуживания совместного банка. По словам Костина, "амбициозная программа" подразумевает и дальнейшее расширение сети свыше отметки в 20 тысяч.
По мнению Шлемова, Сбербанку стоит порадоваться тому, что у него появляется такой конкурент. "Обладая самой большой банковской сетью в стране, Сбербанк несет колоссальную социальную нагрузку. Нет иллюзий, что каждое из 17 тысяч отделений Сбербанка прибыльно. Поскольку часть социальной нагрузки уйдет в Почтовый банк, Сбербанк сможет значительно сократить свою филиальную сеть и повысить прибыльность. Я бы на их месте данный альянс только приветствовал", - добавил Шлемов.
С ним соглашается и аналитик БКС Ольга Найденова: "Сбербанк давно пытается закрыть нерентабельные офисы в малонаселенных районах и им порой оттуда сложно уйти. Вполне возможно, что какие-то издержки за счет появления нового игрока он сможет реструктурировать".
ЧЕРЕСЧУР ОПТИМИСТИЧНО
Согласно разработанному бизнес-плану, к 2025 году планируется, что кредитный портфель Почтового банка составит 418 миллиардов рублей и депозитный - 577 миллиардов рублей. Клиентами Почтового банка, как ожидается, станут около 20 миллионов человек, из них половина - пенсионеры, однако конкурентом Сбербанку в розничных услугах для населения создаваемый банк не станет, заявил Костин.
Согласно бизнес-плану, Почтовый банк станет безубыточным в 2016 году, при этом прибыль банка к 2023 году, по расчетам, может составить 20 миллиардов рублей, планируется выход на рентабельность капитала (ROE) 30-35% к 2023 году. Акционеры рассчитывают на первые дивиденды в 2020 году.
"Это небольшой в масштабах ВТБ проект. Я не большой оптимист. "Почта" долго искала себе партнера, видимо, его достаточно трудно было найти. И сейчас не самый лучший момент для развития сети. В основном, сейчас пытаются уходить в дистанционные каналы. Я не очень верю в этот проект пока, но нам известно очень мало деталей", - отмечает Найденова. "На первый взгляд, ROE 30-35% по российской банковской системе мне кажутся очень оптимистичными ", - добавила она.
Шлемов также отметил, что нижнемассовый сегмент довольно проблемный в текущее время, но при этом оговорился, что пенсионные деньги, которые в рамках проекта будут проходить через Почтовый банк, - это дешевый и стабильный способ фондирования.
"Только "Тинькофф" и Совкомбанк являются прибыльными в данном сегменте. Есть несколько интересных бизнес-моделей работы в нижнемассовом сегменте. Пенсионеры, на самом деле, платежеспособная часть населения, которая имеет постоянный индексируемый доход. А пенсионные деньги – это очень дешевый и стабильный способ фондирования", - рассуждает аналитик UBS.
Сам глава ВТБ Костин, анонсируя новый проект, отметил сложность стоящей перед группой задачи. "Мы вообще идем в бизнес такой очень низкомаржинальный, кстати, и тяжелый. Он такой честный бизнес и тяжелый. Действительно - для трудяг, потому что этот сегмент рынка не дает больших доходов – не дает больших возможностей", - сказал он.
Глава Лето-банка Дмитрий Руденко, который, вероятнее всего, возглавит Почтовый банк, отметил, что на рынке потребкредитования пришла пора лоукостеров, по бизнес-модели которой и развивается Лето-банк. "Мы считаем, что в банковской рознице пришла пора стратегии лоукостер. Лето-банк в части бэк-офиса очень маленький – пара сотен человек, при этом работает по всей стране. В банке реализован серьезный аутсорсинг. Мы можем работать на тонкой марже, мы это доказали сейчас, выйдя в прибыль в тяжелой ситуации", - заявил он.
"Новый банк – это банк текущих счетов, его основная функция – банкоризация небанкоризованного населения, от разовых транзакций к долгосрочному сотрудничеству. Банк намерен привлекать депозиты, а также выдавать небольшие кредиты. В кредитах мы будем консервативными, модель не предполагает выдачи больших кредитов", - рассказал Руденко.
"ПОЧТА" - В ВЫИГРЫШЕ
"Почта России" от нового альянса получит массу преимуществ при минимальных затратах, считают аналитики. Полученный от банка инфраструктурный платеж в 47 миллиардов рублей поможет компании монетизировать ее филиальную сеть, насчитывающую около 42 тысяч отделений, реализовать масштабную модернизацию, предусмотренную стратегией развития до 2018 году, и приблизит ее к предполагаемому размещению акций.
Создание Почтового банка будет на руку и простым россиянам – жителям отдаленных и труднодоступных поселений, где не представлены банковские услуги вообще, и "Почта" - единственная связь с внешним миром.
"Это очень позитивный и правильный шаг в нужном направлении с точки зрения развития "Почты", потому что он позволит улучшить монетизацию и эффективность почтовых отделений в целом, позволит дать банковские услуги там, где их не было раньше, расширить спектр этих услуг и донести их до большего количества населения. Банк и банковские сервисы – это абсолютно логичное продолжение тех услуг, которые оказывает "Почта", это логичное продолжение стратегии компании", - сказал аналитик Газпромбанка Сергей Васин.
"Для "Почты России" это – стабильный доход и улучшение монетизации собственной инфраструктуры, это ключевое, что происходит с точки зрения "Почты" без дополнительных расходов. Потому что по большому счету весь персонал уже готов для оказания этих услуг", - сказал Васин.
С ним согласен аналитик "Финама" Тимур Нигматуллин. "Сеть "Почты России" можно монетизировать, если в имеющихся отделениях предоставлять какие-то дополнительные услуги. Почтовый банк – это один из наиболее оптимальных вариантов монетизации почтовой инфраструктуры, потому что почтовые и финансовые услуги, которые оказывает "Почта", конвергентны тем услугам, которые будет оказывать Почтовый банк", - сказал Нигматуллин.
Капвложения в создание почтового банка и расходы на обучение персонала будут невелики, и это с точки зрения инвестиций привлекательно для партнера "Почты России" в данном проекте, отметил Нигматуллин. По его мнению, размер инфраструктурного платежа, который заплатит банк "Почте" - "не очень высокая стоимость входного билета".
Он напоминает, что "Почте" необходимо самостоятельно профинансировать свою масштабную инвестпрограмму, и получение инфраструктурного платежа поможет реализовать эту задачу. "Если речь идет о Почтовом банке, то это очевидно будет источником финансирования инвестпрограммы", - сказал он.
Это, в свою очередь, приблизит "Почту" к одной из целей стратегии после акционирования предприятия – размещению акций. "В целом, исходя из предварительных параметров сделки, можно судить о том, что только за счет этого инфраструктурного платежа можно будет профинансировать необходимые преобразования в "Почте России", чтобы ее вывести на IPO, которое подразумевается стратегией в перспективе", - сказал Нигматуллин.
Партнер "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов также считает позитивным для "Почты" создание Почтового банка.
"Почта" борется за свою финансовую эффективность. Один из источников дохода – выплата пенсий – размывается за счет конкуренции с платежными системами. Сейчас для "Почты" особенно актуально выступать в роли финансовой организации. Таким образом можно попытаться вернуть себе часть доходов от этого направления, а с другой стороны - развивать комплексные финансовые услуги за счет того, что организация присутствует фактически везде, даже там, где отделения Сбербанка не всегда есть", - сказал Анкилов.
"Я уверен, что это позитивно для "Почты России", это делать однозначно нужно, этим давно нужно было заниматься", - добавил он.
"В любом случае, для "Почты России", учитывая ее разветвленную филиальную сеть и количество обслуживаемых клиентов, иметь возможность оказания еще и банковских услуг – это очень хорошо. В России среди населения сильно доверие к госбанкам, это будет большим плюсом для банка, создаваемого "Почтой России" и группой ВТБ", - отметил глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.
ВОПРЕКИ ИМИДЖУ
Аналитики уверены, что новый банк сможет занять свою нишу на рынке.
"Надо понимать, что "Почта" уже занимает свою нишу на рынке финансовых услуг, она на треть формирует свой доход за счет таких сервисов, банк просто получает доступ к этой нише. Ниша достаточно интересная, но это не прямая конкуренция Сбербанку, который присутствует не везде, где есть "Почта", - сказал Васин из Газпромбанка.
По мнению Нигматуллина, многое будет зависеть от того, как новый банк будет позиционировать себя на рынке.
"Qiwi, у которой 150 тысяч терминалов, своим основным конкурентом считает "Почту России"… Несмотря на плохой имидж ("Почты" - ред.), это перспективный бизнес. Но опять же здесь многое будет зависеть, во-первых, от инвестиций, во-вторых – от маркетинга", - сказал Нигматуллин.